Каталог статей |
Пулина Т.В. Теоретические основы функционирования кластерных объединений предприятийПереход от индустриального общества к информационному сопровождается изменением организационных форм управления предприятиями, регионами, национальными экономиками. Одной из таких новых организационных форм, соответствующих требованию времени, является кластерная модель управления территориально-отраслевыми объединениями предприятий. Данные организационные формы, являясь продуктом требований конкретного исторического периода, появились практически одновременно во многих странах с разными уровнями технологического развития. Слово "кластер" имеет много толкований, но характерным признаком его сущности является объединение отдельных элементов (составных частиц) в единственное целое для выполнения определенной функции или реализации определенной цели. С позиции системного подхода кластер - это совокупность субъектов хозяйственной деятельности взаимосвязанных различных отраслей, объединенных в единую организационную структуру, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, совместно функционируют с определенной целью. Такое взаимодействие должно приводить к дополнительным выгодам для каждого из субъектов, создавать определенный стимул к формированию единой системы функционирования, обеспечению целостной системы [1]. С точки зрения экономико-математического моделирования кластер - это сложная сетевая структура значительной размерности. Отражая динамику изменений социально-экономической системы, кластеры формируются, расширяются, углубляются, но могут также со временем сужаться, свертываться, распадаться. Подобная динамичность и гибкость кластеров является одним из их преимуществ по сравнению с другими формами организации экономической системы [2]. Кластеры эффективнее, чем отрасли, охватывают важные связи, обеспечивая взаимодополняемость отраслей, способствуя развитию технологий, навыков и распространению информации, значимой для осуществления бизнеса. Для стратегического управления предприятиями эти связи оказываются основополагающими в конкурентной борьбе, в определении направлений развития бизнеса, внедрения инноваций, в повышении производительности труда, сокращении производственных затрат и т.п. [3]. С философской точки зрения деятельность предприятий внутри кластера находится в диалектическом противоречии, которое выражается одновременно в сотрудничестве и конкуренции. Соперничество внутри кластера приводит к росту кластера и повышению его эффективности, побуждает его участников к постоянному совершенствованию своей деятельности и инновационному поиску, а географическая близость членов кластера, в свою очередь, способствует усилению конкуренции. С позиции теории новвоведений кластерную модель развития можно смело относить к базисным организационным инновациям, переводящих существующие экономические системы на более высокий, новый уровень экономико-технологического развития. За последние годы учеными из различных отраслей разработано большое количество определений данной концепции, предложений по структурной классификации, описания причин возникновения и перспектив развития. По большому счету, все имеющиеся определения и способы структуризации кластерных объединений предприятий, предложенные известными исследователями, не только не противоречат, а и взаимодополняют друг друга. Обобщив известные определения, выделим общие характеристики кластера – это организационная форма взаимодействия различных организаций - промышленных предприятий, компаний сферы услуг, финансовых учреждений, научно-исследовательских центров, органов государственного управления, некоммерческих организаций с целью повышения конкурентоспособности собственной продукции и экономического роста региона или отрасли. В кластере объединились преимущества традиционных отраслевого и регионального подходов к экономической политике, а также интересы и согласованность различных ветвей и уровней власти. В зависимости от своей глубины и сложности современные кластеры принимают различные формы, имеют разный состав и ключевое ядро. Кластеры могут содержать как небольшое (10-15 предприятий), так и значительное, количество предприятий и структур (6-7 тысяч предприятий, как, скажем, в Индии или Китае). Кластером считают и географическую концентрацию компаний, которые работают в определенной сфере бизнеса, и конгломерацию больших и малых предприятий. Кластеры возникают как в традиционных отраслях, так и в high-tech — направлениях, как в производственно-коммерческом сегменте или в секторе услуг, так и в социальных сферах. Общим, однако, является развитие связей участников кластера, интеграция и активизация их инновационной деятельности, повышение системной конкурентоспособности. В настоящее время широко используются три типовых подхода к формированию кластеров. Первый предполагает создание на основе специалистов администрации региона расширенной рабочей группы. В качестве экспертов (участников) могут быть привлечены представители различных региональных организаций, заинтересованных в создании кластера и способных оказать реальную помощь. Второй включает сотрудничество органов власти и управления с существующими в регионе исследовательскими организациями, консалтинговыми фирмами, вузами. Работа с такими организациями осуществляется путем заключения с ними договоров об оказании услуг. Третий подход является относительно новым для стран постсоветского пространства. Суть его заключается в создании специализированной организации — Агентства экономического развития. Региональные органы власти могут выступать одним из учредителей, передавая в качестве взноса в уставной капитал, например, объекты недвижимости и другое имущество. Основным заданием управления кластером является развитие специализированных производств при наименьших совокупных расходах на производство и маркетинговую деятельность. Для этого необходимо согласовать масштабы производств с ресурсной базой и смежными подразделениями. Следует оценить возможности предприятий, которые технологически взаимосвязаны между собой. Необходимо разработать балансы продукции в пределах кластера, которые позволят проследить движение сырья и материалов от поставщика (ввоз) до получения конечной продукции и согласовать объемы производства на предприятиях учасниках кластера. В качестве инструментов управления кластерными об небходимо широко использовать инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов. Как правило продукция кластерного объединения предприятий реализуется под общим брендом. Для создания и продвижения бренда кластерного объединения особое внимание необходимо уделить разработке маркетинговой стратеги. Таким образом, кластер, являясь наиболее эффективной формой достижения высокого уровня конкурентоспособности региона, представляет собой организационную форму взаимодействия различных организаций - промышленных компаний, финансовых учреждений, исследовательских центров, органов государственного управления, общественных организаций. Все участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества под воздействием совокупного влияния эффектов масштаба, охвата и синергии. Важно подчеркнуть, что образование кластеров ускоряет процессы в отдельно взятых отраслях, ведет к всплеску инноваций, а кластерные объединения предприятий являются основным рычагом повышения конкурентоспособности национальной экономики. Учитывая значительные результаты в исследовании кластерных моделей управления территориально-отраслевыми объединениями предприятий классификационными методами, следует отметить и ряд их существенных недостатков, главные из которых: отсутствие количественных характеристик эффективности взаимодействия предприятий в кластерной структуре; отсутствие методов оценки результативности кластерного взаимодействия. Литература:
|