Каталог статей

Чернышева С. В., Здор В. И.
Автомобильно-дорожный институт ГУВЗ
«Донецкий национальный технический университет»

Логистический аутсорсинг

В статье рассмотрен логистический (транспортный) аутсорсинг, причины его использования, а также порядок его проведения.

В новых экономических условиях (кризис), когда всерьез обсуждается вопрос выживания, компании вынуждены пересматривать подходы к организации бизнеса, отсекая или ограничивая до минимума все несущественное: непрофильные виды деятельности, вспомогательные активности, центры затрат. Но при этом никуда не исчезает потребность в продукте такой непрофильной деятельности.

Решением этой проблемы занимались Дж. Брайан Хейвуд, Михайлов Д. В., Московой Б. В.

Есть два выхода из этой ситуации:

  • провести сокращения, где только можно;
  • передать выполнение этой деятельности специализированным структурам (подрядчикам, охранным агентствам, предприятиям по организации питания сотрудников учреждений и т. п.).

Эта передача и называется аутсорсингом.

В данный момент важное место занимает аутсорсинг бизнес-процессов. Он включает в себя и логистический аутсорсинг. Дадим его определение: логистический аутсорсинг – это либо внешнее управление вашими логистическими активами, либо продажа логистического продукта – комплекса логистических и сопутствующих им услуг.

Проведение логистического аутсорсинга включает несколько этапов:

а) для начала необходимо провести оценку сложившейся ситуации. Для этого можно использовать собственные силы либо обратиться к независимым экспертам. Первый вариант не потребует каких-нибудь дополнительных затрат в отличие от второго, зато второй вариант даст наиболее объективную оценку. К тому же дополнительные расходы на логистический аудит при нынешних расценках весьма невысоки для большинства предприятий отрасли. Для реализации перехода компании на логистический аутсорсинг целесообразно создать проектную группу во главе с руководителем проекта. Численность проектной группы не более пяти человек, в ее состав следует включить наиболее подготовленных руководителей по направлениям: планирование, финансы, бухгалтерия, информационные технологии, документооборот;

б) далее составляется проект перехода на логистический аутсорсинг. На всех этапах разработки проекта не исключается сотрудничество с консалтинговыми компаниями. Основные вопросы, на которые проект должен дать ответы:

  • цели компании при переходе к аутсорсингу логистики, этапы перехода и задачи по этапам;
  • планируемый финансовый результат на перспективу год, три года и более;
  • затраты на реализацию проекта;
  • сроки реализации проекта начало-окончание;
  • высвобождаемые ресурсы, примерный план их высвобождения;
  • перечень нормируемых логистических и финансовых показателей оценки работы аутсорсера;
  • перечень требований к аутсорсеру;

в) следующий шаг – поиск логистического оператора. В нынешних условиях целесообразно проводить поиск на конкурсной основе с использованием средств массовой коммуникации и ресурсов Интернета. Операторов должно быть несколько. Например, три: один оператор будет основным, один – резервным, еще один – для подстраховки в непредвиденных ситуациях.

Логистический оператор уровня «системного интегратора» должен объединить всю цепь поставок на единой информационно-технологической платформе. Таким образом, передавая логистическому оператору непрофильные функции, вы приобретаете возможность управлять доходностью не только своей компании, но и всех участников цепи поставок.

Таким образом, с помощью перехода компании на логистический аутсорсинг достигается:

а) возможность сконцентрировать свои ресурсы на основном виде бизнеса;
б) оптимизация численности сотрудников компании за счет сокращения вспомогательного персонала и как следствие, сокращение части операционных издержек или перевод их из категории постоянных в переменные. В том числе – существенное снижение налогов и отчислений: ЕСН, ОМС, ПФ и т.д.;
в) высвобождение капитала, снижение налогов на имущество, амортизацию;
г) снижение финансовых, операционных и «административных» рисков;
д) повышение репутации компании в глазах ваших потенциальных партнеров и инвесторов и как следствие, увеличение инвестиционной привлекательности компании;
е) обеспечение компании притоком инноваций, новых технологических, управленческих и бизнес-решений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бравар Ж-Л. Эффективный аутсорсинг. Понимание, планирование и использование успешных аутсорсинговых отношений / Ж-Л. Бравар, Р. Морган – М.: Баланс Бизнес Букс, 2007. – 288 с.
  2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: >www.lobanov-logist.ru/ index.php?newsid=4306
  3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: >[сылка более недоступна} wiki/Аутсорсинг