Каталог статей

Докторант Ким Л.Н.
Университет международного бизнеса, Казахстан

Динамика экономического роста и расходов государственного бюджета в решении социальных проблем в Казахстане

С момента приобретения своей независимости в 1991 году Казахстан добился успехов в реализации комплексных политических и социально-экономических реформ для создания демократического государства с социально-ориентированной рыночной экономикой. Эти реформы нацелены на создание условий для укрепления потенциала страны, содействию долгосрочному экономическому росту и улучшению качества жизни ее граждан. [1].

Обеспечение достойной старости, равных возможностей для лиц с ограниченными возможностями, социальная поддержка многодетных семей и создание равных стартовых возможностей для детей, адресная помощь малообеспеченным гражданам, развитие системы социального обслуживания являются предметом особой заботы Правительства Республики Казахстан.

Для возможностей человеческого развития одно из важнейших значений имеет динамика экономического роста в стране. В 2004-2008 гг. среднегодовые темпы прироста экономического развития Казахстана составляли 28,6%, а валовой региональный продукт на душу населения в 2004 г. составил 391,0 тыс.тенге, в 2005 г. – 501,1 тыс.тенге, в 2006 г.- 667,2 тыс.тенге, в 2007 г. – 829,9 тыс.тенге, в 2008 г. – 1024,2 тыс.тенге. Среднегодовой уровень инфляции в 2004 -2008 гг. составил 10,1% [2]. Благодаря высоким темпам экономического роста поступления в государственный бюджет в 2008 г. выросли по отношению к 2004 г. в 3,09 раза. (Таблица 1).

Таблица 1 – Соотношение валового внутреннего продукта и доходов государственного бюджета, млрд.тенге

2004

2005

2006

2007

2008

Валовой внутренний продукт1

5870,1

7590,6

10213,7

12849,8

16052,9

Доходы государственного бюджета2

1286,7

2098,5

2338,0

2887,9

4034,4

Соотношение валового внутреннего продукта и доходов государственного бюджета

4,56

3,62

4,37

4,45

3,98

Источник: 1 Казахстан в цифрах 2008. Агентство Республики Казахстан по статистике - Астана. 2009г. -13 . с.

2 Там же. – 22 с.

Опережающие (по сравнению с инфляцией) темпы поступлений в государственный бюджет позволяют решать проблемы с надвигающимися на Казахстан новыми вызовами, в частности, последовательно реализовывать планы по социальной поддержке населения, сокращать бедность и обеспечивать устойчивый рост уровня жизни населения. В то же время размер расходов государственного бюджета в процентах к ВВП в 2004 г.-11,5%, в 2005 г. – 11,4%, в 2006 г. – 10,8%, в 2007 г. - 6,1% и в 2008 г. – 10,7% ограничивает расходы на решение социальных проблем в целом (Рисунок 1). Согласно международным стандартам и зарубежному опыту финансирование социальной сферы составляет 32% к ВВП.

Источник: Уровень жизни населения в Казахстане 2004-2008. Агентство республики Казахстан по статистике. Астана. 2009г.с.19

Рисунок 1 - Расходы государственного бюджета на социальные нужды в 2004-2008 г., млн.тенге

Следует отметить крайне низкий уровень расходов на социальное обеспечение и социальную помощь в 2004 г., которые составили всего лишь 4.9% от объема ВВП, в 2005 г. – 4,7%, в 2006 г.-4,3%, в 2007 г. - 3,6%, в 2008 г - 3,8%.

В период с 2004 г. по 2006 г. доля расходов в государственном бюджете на образование составляла в среднем 3,3% от ВВП, а в 2007 г., когда наблюдался самый высокий инфляции 18%, была еще меньше (1,2% от ВВП). В 2008 г. доля расходов в государственном бюджете на образование выросла 3,6%, однако была все еще меньше 6–7% от ВВП, рекомендуемых Дакарской конференцией по образованию для всех, а также ниже уровня ряда как экономически развитых, так и развивающихся стран и стран Восточной Европы и СНГ. Так, в Исландии и Норвегии уровень расходов на образование более чем в два раза выше – 8,1 и 7,7% к ВВП. В Чехии, Венгрии и Польше уровень расходов на образование примерно в полтора раза выше, чем в Казахстане – соответственно 4,4%, 5,5% и 5,4%. Среди других стран более высокий уровень расходов на образование в процентах к ВВП наблюдается в Беларуси (6%) и на Украине (6,4%).

Доля расходов на здравоохранение в Казахстане в период с 2006 до 2007 гг. уменьшилась почти в 3 раза (с 3,4 до 1,2% ВВП). К 2008 г. она выросла

в 3 раза, что составило 3,6% ВВП, однако все еще находилась ниже уровня развитых стран и ряда стран Восточной Европы и СНГ. В частности, в 2004 г. в развитых странах– Исландии, Германии, Японии, и Норвегии – уровень расходов на здравоохранение выше более чем в 2 раза, от 6,3 до 8,3% к ВВП. В таких странах Восточной Европы, как Чехия, Венгрия и Польша, он выше в 1,5 раза– соответственно 6,5 %, 5,7% и 4,3%. В ряде стран также наблюдался более высокий уровень расходов на здравоохранение, чем в Казахстане: в Беларуси он составлял 4,6%, России – 3,7%, на Украине – 3,7%.[3]

В целом уровень расходов на образование и здравоохранение в процентах к ВВП в Казахстане все еще ниже уровня 1991 г., что ставит задачу дальнейшего увеличения расходов государственного бюджета на эти две важнейшие сферы человеческого развития. Решение этой задачи ограничивает все еще довольно высокая доля теневой экономики в ВВП, составившая в 2004 г., по оперативным данным Агентства РК по статистике, 21%. Кроме того, свыше трети хозяйствующих субъектов (в 2004 г. – 34,2%) имеют убытки, что ограничивает доходную часть бюджета. [4]

Расходы трехлетнего республиканского бюджета (2008-2011 годы) на развитие культуры, спорта, туризма и средств массовой информации направлены на:

  • реализацию национального и культурного проектов «Культурное наследие», «Триединство языков» (казахский, русский и английский);
  • поддержку и пропаганду казахстанской культуры и искусства, как в стране, так и за рубежом;
  • строительство объектов культуры;
  • проведение государственной информационной политики;
  • достижение высоких результатов в спорте;
  • строительство и реконструкцию объектов спорта, в том числе, в рамках подготовки к Азиатским Играм 2011 года.

Концепция стратегического национального проекта «Культурное наследие на 2009-2011 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2008 года, реализуется в целях дальнейшего совершенствования научной, социально-экономической и организационно-методической базы для развития духовной и образовательной сфер, выработки механизмов повышения эффективности охраны и использования объектов историко-культурного наследия.

Расходы на реализацию Концепции предусматривают дальнейшее изучение, сохранение и восстановление историко-культурного наследия страны, путем реконструкции и реставрации памятников, имеющих историческое значение для казахского народа, проведения научных и археологических исследований, выпуска научно-исторической литературы, документальных фильмов по культурному наследию. На указанные цели в трехлетнем бюджете предусмотрено порядка 4,7 млрд. тенге.

В целях укрепления социально-коммуникативных функций государственного языка, сохранения общекультурных функций русского языка, развития языков этнических групп и внедрения в деловое общение английского языка, ежегодно из республиканского бюджета выделяются средства на реализацию Государственной программы функционирования и развития языков на 2001-2010 годы. Расходы Госпрограммы на трехлетний период составили около 15 млрд. тенге.

Приоритетными расходами в области спорта на предстоящий трехлетний период определены подготовка и проведение 7-х Зимних Азиатских Игр 2011 года. В рамках указанных расходов предусмотрено строительство новых и реконструкция имеющихся спортивных объектов.

Несмотря на снижение объема государственных расходов в 2009 году, и их незначительный прирост начиная с 2010 года, бюджетная политика направлена на мобилизацию и сосредоточение финансовых ресурсов для полного и своевременного осуществления всех взятых государством обязательств. В первую очередь, это социальные обязательства, а также мероприятия, косвенно влияющие на социальную поддержку населения страны, включая обеспечение занятости.

Таким образом, социальная направленность бюджета в среднесрочной перспективе будет сохранена, и основным приоритетом при планировании государственных расходов будет являться благополучие граждан Казахстана, а именно их социальная поддержка, здоровье и образование, а также создание условий для качественного посткризисного роста экономики.

При прогнозе расходов государственного бюджета учтены мероприятия по реализации поручений Главы государства, озвученных в ежегодных Посланиях народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики», «Через кризис к обновлению и развитию», «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана». [5]

К 2020 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится до 8 %. Социально уязвимые группы населения, люди с ограниченными возможностями, женщины, дети и молодежь будут чувствовать себя более защищенными и смогут расширить свои возможности в обществе. Качественное образование от детского сада до университета будет доступным по всей стране, значительно улучшится состояние здоровья населения. Услуги здравоохранения будут соответствовать лучшим мировым стандартам. [6].

Литература

  1. Среднесрочная оценка десятилетнего периода достижения Целей ОДВ: донести образование до всех и каждого. – Алматы, 2008. - с.214
  2. Казахстан в цифрах 1991-2008. Статистический сборник Республики Казахстан. Астана. 2009г.-с.77
  3. Доклад о развитии человека 2007/2008.
  4. Сводные основные показатели производственно-финансовой деятельности предприятий (организации) за 2004 г. –Алматы : Агенство РК по статистике. 15.06.2005
  5. Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2010-2014 годы
  6. Стратегический план развития республики Казахстан до 2020 года. Указ Президента Республики Казахстан. 1 февраля 2010 года №92.