Каталог статей

К.э.н. Хорошева Е.И., Завьялова О.М., Осипова К.С.
Донецкий национальный университет, Украина

Факторы влияния и алгоритм формирования стратегии менеджмента инвестиционно-инновационной деятельности

Постановка проблемы. В современных экономических условиях, когда любое предприятие имеет ограниченный объем финансовых средств, все большее значение приобретает инновационная деятельность как фактор интенсивного развития предприятия и формирования конкурентных преимуществ. Обеспечение устойчивого роста, как отдельного субъекта хозяйствования, так и всей украинской экономики в целом невозможно без активизации инвестиционно-инновационной деятельности.

Вопрос необходимости инновационного развития является предметом исследовании многих ученых, основные теоретические основы были заложены в научных трудах таких экономистов как А. Смит, К. Маркс, В. Джевонс, Дж.Кейнс, С. Солоу, Н. Кондратьев. Изучением данного вопроса занимались такие отечественные исследователи как: А. Мельник [1], А., М. Денисенко, Т. Воронкова, С. Ладыка [2], Т.В. Гурумян [4], С.В. Захарин [6], Л.Л. Антонюк [7] и другие.

Основные результаты исследования. В современных условиях развития конкурентной среды одним из основных способов решения экономических, социальных и экологических проблем является использование новейших достижений науки и техники.

В научной литературе нет однозначного определения понятия «инновация», однако и зарубежные, и отечественные ученые указывают на связь инноваций с прогрессом [1], [2].

Анализ отечественных научных и научно-методических источников позволяет сделать вывод о том, что обычно под термином «инвестиционно-инновационная деятельность» понимают симбиоз инвестиционной и инновационной деятельности, в результате которой удается получить прибыль или достичь какого-либо социального эффекта. Подобная трактовка выводит на первый план результативность, оставляя позади сущность инновации. Соответственно осуществление предприятиями инвестиционно-инновационной деятельности находится под влиянием определенных факторов, которые можно классифицировать на внутренние и внешние.

Среди внутренних факторов, формирующих инвестиционно-инновационный потенциал предприятия можно выделить следующие [4, С. 48]:

  1. Наличие финансовых ресурсов для инновационной деятельности, а также их распределение в организации;
  2. Наличие материальных и интеллектуальных ресурсов, для инновационного развития.
  3. Понимание тенденций инновационного развития отраслей, в которых действует предприятие;
  4. Структурные и социокультурные особенности компании, влияющие на характер предпринимательского поведения;
  5. Способность руководства принимать решения о реализации предпринимательских инициатив и другие.

Необходимо отметить, что проблема финансирования инноваций особо актуальна для украинских предприятий, так как недостаточное развитие рынка капиталов Украины, порождает необходимость предприятия искать альтернативные источники финансирования инновационного развития.

Финансирование инновационных процессов базируется на следующих принципах [7, С. 58]:

  1. Четкая целевая ориентация на быстрое и эффективное внедрение современных научно-технических инноваций;
  2. Разнообразие источников финансирования;
  3. Обоснованность и юридическая защищенность методов аккумуляции средств;
  4. Гибкость системы;
  5. Финансирование всех этапов жизненного цикла инноваций.

Система финансирования инновационного развития представляет собой очень сложный механизм, который постоянно развивается. В наше время основными источниками средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, являются государственные ассигнования, собственные средства субъектов хозяйствования, кредитные ресурсы, частные средства, иностранные средства, венчурный капитал.

Анализ макроэкономических показателей инвестиционно-инновационной деятельности предприятий показал, что за период 2000-2008гг. удельный вес предприятий, занимающихся инновациями, снизился 18% до 13% [3].

Главным внешним фактором, обеспечивающим инновационное развитие предприятий, является инновационная политика государства, которая может быть осуществлена путем финансирования инновационной деятельности, создания нормативно-правовой базы, поддержки инновационных проектов через формирование государственного заказа на инновационную продукцию.

Инновационная сфера Украине до сих пор не стала по-настоящему привлекательной для отечественных и иностранных инвесторов. В значительной мере такой результат связан с ограниченными возможностями государства в направлении финансовых потоков в инновационное развитие экономики и недостаточным государственным стимулированием инновационной деятельности.

В основном современное понимание украинскими предприятиями инвестиционно-инновационной деятельности, занимает промежуточное положение между инновационной деятельностью и инвестициями экстенсивного развития, и представляет собой одну из форм реальных инвестиций. В ходе осуществления инвестиционно-инновационной деятельности средства вкладываются в обновление оборудования, которое необходимо для производства усовершенствованного продукта, но созданное без использования новейших открытий фундаментальной науки. Это позволяет сократить первоначальные вложения по сравнению с инновационными проектами, но получить дополнительную прибыль за счет конкурентных преимуществ усовершенствованного товара. В силу указанных особенностей инвестиционно-инновационная деятельность является более привлекательной для внешних инвесторов.

Процесс разработки стратегии менеджмента инвестиционно- инновационной деятельности предприятия представлен на рис.1

Рис. 1. Стратегия инвестиционно-инновационной деятельности (авторская разработка)

Практически фирма может применять различные типы стратегии, выделяют наступательную, защитную и стратегию лицензирования [32, С. 79]. Для наступательной стратегии характерен высокий риск, однако и окупаемость находится на высоком уровне. Для осуществления данной стратегии требуется определенная квалификация, способность видеть новые рыночные перспективы и умение быстро реализовать их в продуктах.

Защитная стратегия предполагает невысокий риск и относительно среднюю эффективность, такой тип стратегии рекомендуем для компаний, способных получить прибыль в условиях конкуренции, поддерживая норму прибыли посредством низких издержек.

Лицензирование предусматривает низкие риски и относительно невысокую результативность, иногда его называют поглощающей стратегией. Такой тип стратегии является поддерживающим для небольших фирм, которым трудно реализовать внедрение крупного нововведения. Альтернативой приобретению технологий может быть привлечение специалистов.

Выбор стратегии является залогом успеха инвестиционно-инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя.

Выводы. Для решения проблем и создания эффективной системы стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности предприятий необходим глубокий и всесторонний анализ факторов инвестиционно-инновационной деятельности, результаты которого лягут в основу разработки и реализации оптимальной стратегии инвестиционно-инновационной деятельности компаний.

Перед современной экономической наукой стоит проблема разработать эффективный механизм осуществления инвестиционно-инновационной деятельности предприятий, который позволит рационально использовать ограниченные финансовые ресурсы и создать основу для дальнейшего инновационного развития. Для этого необходимо решить комплекс задач: проанализировать имеющиеся теоретические разработки и практический опыт стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности; определить основные особенности инвестиционных и инновационных процессов в нашей стране; сформулировать принципы построения управления инвестиционно-инновационной деятельностью; разработать методический инструментарий, применение которого позволило бы повысить точность и обоснованность принимаемых решений.

Список использованной литературы

  1. Мельник О.Г. Сутність інновацій та інноваційного розвитку // Актуальні проблеми економіки. - № 12 (90) - 2008. - С. 20-27.
  2. Денисенко М.П., Воронкова Т.С., Ладика С. В. Проблеми формування національної інноваційної системи України // Актуальні проблеми економіки. - № 4 (82) - 2008. - С. 73-81.
  3. Державний комітет статистики України: [сылка более недоступна}
  4. Гурунян Т.В. Управление инвестиционно-инновационной деятельностью: учеб.пособие для дистанц.обучения и самост.работы студентов / Т.В. Гурунян; СибАГС. – Новосибирск: Изд-во Сиб АГС, 2010. – 283 с.
  5. Інвестиції та інновації у сфері керування й управління розвитком енергетичної галузі/ Пентюк К., Попов О. Я., Потетінов О. М. // Збірка наукових праць ВНТУ – 2009. – Вип. 3. – С. 228-231.
  6. Захарин С.В. Инвестиции в инновации: парадигма, методология исследований // Актуальные вопросы экономики. – 2010. – №4(106). – С. 61-64
  7. Антонюк Л. Л., Поручник А. М., Савчук В. С. Інновації: теорія, механізм розробки та комерціалізації: Монографія. — К.: КНЕУ, 2003. — 394 с.
  8. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ И66 С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, СЮ. Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 327 с.