Каталог статей

Мамочкина М.
Научный руководитель Попова И.В.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Развитие интернет-банкинга в современном мире

Управление банковскими счетами через Интернет, или по-другому интернет-банкинг, является наиболее динамичным и представительным направлением финансовых интернет-решений, в силу наиболее широкого спектра финансовых услуг, представленных в системах интернет-банкинга. Подобные системы могут быть основой систем дистанционной работы на рынке ценных бумаг и удаленного страхования, т.к. они обеспечивают проведение расчетов и контроль над ними со стороны всех участников финансовых отношений.

Сегодня c помощью систем интернет-банкинга, можно покупать и продавать безналичную валюту, оплачивать коммунальные услуги, платить за доступ в Интернет, оплачивать счета операторов сотовой и пейджинговой связей, проводить безналичные внутри- и меж банковские платежи, переводить средства по своим счетам, и, конечно, отслеживать все банковские операции по своим счетам за любой промежуток времени.

Использование систем интернет-банкинга дает ряд преимуществ: во-первых, существенно экономится время за счет исключения необходимости посещать банк лично, во-вторых клиент имеет возможность 24 часа в сутки контролировать собственные счета и мгновенно отреагировать на эти изменения. Системы интернет-банкинга незаменимы и для отслеживания операций с пластиковыми картами - любое списание средств с карточного счета оперативно отражается в выписках по счетам, подготавливаемых системами, что так же способствует повышению контроля со стороны клиента за своими операциями.

Недостатками Интернет-банкинга являются относительно более низкий уровень защиты по сравнению с системой «клиент-банк» или документарным оформлением транзакций. Хотя технология SSL и является стандартом интернет-безопасности, она в силу своей распространённости хорошо известна потенциальным взломщикам и не может гарантировать тот же уровень безопасности, что и система «клиент-банк», которая работает, как правило, в замкнутых интранет-сетях, не имеющих выхода в интернет. Высокие начальные капиталовложения. Для запуска одной системы интернет-банкинга требуется, как правило, от 1 до 5 миллионов долларов США.

Несмотря на то, что интернет-банкинг- управление банковскими счетами через Интернет - в его нынешнем виде возник менее десятилетия назад (в 1995 г. западные банки впервые дали своим клиентам доступ к своим счетам из Всемирной паутины напрямую, без необходимости использовать специальное оборудование), он уже достаточно широко распространен в экономически развитых странах.

Интернет-банкинг в Западной Европы стал традиционной услугой.

Каждый пятый европеец пользуется услугами интернет-банкинга. По прогнозам Forrester этот показатель вырастет вдвое к концу 2007 года и составит 130 млн. человек.

В ближайшие 5 лет рост составит примерно 21% в год, наименьший рост будет отмечен в тех странах, где уже сильно развит рынок банковских интернет-услуг (например, для Германии этот показатель составит всего 11%). На данный момент наибольшей популярностью банковский интернет-сервис пользуется в таких странах как Германия, Великобритания, Швеция. За последний год самый значительный рост произошел в Италии, где количество клиентов работающих с банком через интернет, выросло на 88% и составило 10% от всего взрослого населения. В среднем данный показатель по Европе на начало 2006 года составлял 18%. В некоторых европейских странах на данный момент более половины банков в стране предоставляют услуги онлайн.

По доле банков, оказывающих интернет-услуги, лидируют такие страны как Ирландия, Люксембург, Бельгия. Как видно, не всегда этот показатель коррелирует с долей интернет-пользователей, работающих с банками через интернет. Так, например, в Греции 45% банков предоставляют интернет-услуги, а доля интернет-пользователей, пользующихся банковскими интернет-услугами составляет 17%, в то время как, для Финляндии данные значения составляют 12% и 53% соответственно. Это ситуация отчасти объясняется тем, что в некоторых странах существует большое число специализированных банков и их клиентам не требуется интернет-сервис.

В Украине интернет-банкинг, разработанный силами самого банка и локальными компаниями. Зачастую основной бизнес таких компаний ориентирован на разработку автоматизированных банковских систем (АБС), а интернет-банкинг является лишь дополнительным направлением их бизнеса, со всеми вытекающими отсюда последствиями. При разработке системы удаленного обслуживания клиентов силами банка, эта задача обычно попадает в сферу ответственности IT-служб, которые отвечают за бесперебойную работу множества банковских систем.

Интернет-банкинг как одно из направлений банковского дела имеет большой потенциал для дальнейшего развития и широкие перспективы. Учитывая стремительное развитие высокотехнологичных банковских продуктов нового поколения, я считаю закономерными планы развивать интернет-банкинг как виртуальный финансовый супермаркет банковских продуктов для физических и юридических лиц. Речь, в сущности, идет о создании полноценного электронного офиса с возможностью проведения через интернет всевозможных финансовых операций. В дальнейшем системы интернет-банкинга превратятся в единое виртуальное пространство финансовых услуг и продуктов - необходимое и удобное как для частных лиц, так и для огромных компаний.

Литература:

  1. М. Рамзаев «Интернет-банкинг в странах Западной Европы», CNews, 09.07.2006
  2. И. Кашина «Виртуальный банк», Рубрика: Инновации, Findaily.ru, 10.05.2006