Каталог статей

Мамочкина М.
Научный руководитель Величко А.А.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Роль менеджмента в организации

Менеджмент играет важную роль в организации. Решая разные задачи по степени сложности, управление организацией является особым видом деятельности по целенаправленной координации действий персонала.

Менеджмент представляет собой многоаспектное явление и охватывает происходящие процессы в организации, связанные как с её внутренней средой, так и с внешней средой воздействия на неё. Сегодня менеджмент – это менеджмент изменений. Моделей организационных изменений разработано достаточно много. Одна из них – модель Марвина Вайсборда представляет большой интерес, поскольку основные проблемы, с которыми сталкивается менеджер, а это цели, вознаграждения, взаимоотношения, вспомогательные механизмы, структуры, он распределил в шести ячейках. Его модель постоянно напоминает, что мы управляем организационной системой [6].

По мнению С.Р.Филоновича, категория «вспомогательные механизмы» отражает самый широкий спектр «полезных» инструментов, которые обеспечивают эффективное функционирование организации. М. Вайсборд считает, что механизмы «полезны», если помогают координации и интеграции работ, т.е. помогают людям работать сообща, когда требуются их объединённые усилия. Кроме этого, «полезные» механизмы помогают вести мониторинг работы организации, т.е. дают возможность отслеживать, хорошо идут дела или плохо; созданы для того, чтобы разбираться с сигналами на «экране радара», для которых ни одна из существующих процедур не является адекватной [4].

Разделяя точку зрения А.Н.Дятлова, М.В.Плотникова, И.А.Мутовина следует отметить, что детальное исследование вспомогательных механизмов, к которым можно отнести способы работы над целями, структурой, взаимоотношениями и вознаграждением персонала и т. д., является предметом изучения операционного менеджмента [3]. Однако, исследуя проблемы общего менеджмента, необходимо иметь чёткое представление смысла вспомогательных механизмов, для более глубокого понимания существующих концепций современного менеджмента.

Общий менеджмент позволяет сегодня изучить универсальные принципы, соответствующие множеству различных ситуаций в организации, возникающих при взаимодействии человека с её внутренней и внешней средой.

Кроме того, он раскрывает сущность основных, современных теорий и концепций менеджмента, являющихся наиболее актуальными. Это –Total Quality Management (TQM), Just-in-Time(JIT), Kaizen, Kanban, Empowerment, Project Management ит.д. Так, например, применяя концепцию TQM, представляется возможным адаптировать классический операционный менеджмент к изменениям внешней среды, особенно когда нормы выработки становятся не эффективными.

TQM- это всеобщий менеджмент на основе качества, в его основу положено: качество материалов, продукции, доставки, обслуживания, процессов. Total Quality Management можно рассматривать как обобщение нескольких концепций, предложенных выдающимися учёными и специалистами -Э.Деминг, Д.Джуран, Ф.Кросби, А.Фейгенбаум, Г.Тагути, К.Исикаваидр,- определившими главные аспекты этой системной теории, позволяющие получить знания о системах, системном подходе; раскрыть основы статистической теории и знаний об изменчивости и т.д. Одна из приоритетных целей TQM – качественный подход к руководству организацией, при обязательном участии всего персонала в достижении успеха, через удовлетворение потребительского спроса и своей выгоды, как для организации, так и для общества в целом.

А.А.Кудинов [1] и В.А.Лапидус [2], анализируя опыт внедрения TQM на украинских предприятиях, выделяют основные компоненты, а именно: обучение в области качества, создание документационных систем качества, мотивация к улучшению качества, взаимоотношения с потребителями и поставщиками.

Грамотное использование методологии TQM позволяет организации получить ряд преимуществ, а именно:

  • повышение качества и конкурентоспособности продукции;
  • рост степени удовлетворённости потребителей продукцией (услугами);
  • увеличение прибыли;
  • улучшение имиджа и репутации фирмы;
  • обеспечение финансовой устойчивости фирмы;
  • обеспечение рационального использования всех видов ресурсов;
  • повышение качества управленческих решений;
  • увеличение производительности труда;
  • внедрение новейших достижений НТП.

Организации, использующие сегодня TQM, имеют отличительные признаки. К наиболее характерным относятся:

  • качество как цель номер один, ведущая к повышению конкурентоспособности;
  • персонал как ценность номер один;
  • командный дух в организации;
  • единые моральные, этические и руководящие принципы у всех служащих организации;
  • справедливость как основа мотивации и вера как основа оптимизма;
  • плоская организационная структура управления с процессными проектным стилями управления;
  • эффективный менеджмент [5].

Система JIT – это производственная система как способ организации управления производственным предприятием с целью эффективного удовлетворения потребительского спроса при одновременном достижении лучшего качества продуктов и услуг, минимальных затрат и поставок «точно вовремя» за счёт устранения непроизводительных затрат во внутренней среде организации. Данная концепция имеет ряд характерных особенностей: любые лишние действия, повышающие затраты на продукт, но не повышающие его ценности, должны быть устранены; запасы не нужны, это лишнее, их уменьшение повышает эффективность работы; основные факторы, определяющие продукт и тип производства – это предпочтения клиентов; как внутри организации, так и в отношениях с поставщиками и клиентами должен господствовать принцип уважения и поддержки; JIT – это достижение команды. Все сотрудники предприятия должны быть членами этой команды и т.д.[1]. Обозначенные концепции современного менеджмента являются не только производственными технологиями, но, в первую очередь, философией, способом отношения персонала к своей работе. Обе концепции, равно как и другие, позволяют внедрить культуру качества и как следствие – конкурентные преимущества современной организации во всём.

Литература:

  1. Кудинов А. Методы повышения эффективности бизнеса /А.Кудинов. Киев: ОВШМ, 2004.
  2. Лапидус В.А. Основы всеобщего менеджмента качества – TQM: Методическое пособие к учебному курсу TQM-1 /В.А.Лапидус. Н.Новгород: СМЦ «Приоритет»,2001.
  3. Общий менеджмент: Концепции и комментарии: Учебник/ А.Н. Дятлов, М.В. Плотников, И.А. Мутовин. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  4. Филонович С.Р. Управление организационными изменениями: материалы по курсу С.Р. Филонович СПБ.: ГУ-ВШЭ: СПМИМ, 2000).
  5. Розова Н.К. Менеджмент качества /Н.К.Розова.- СПб.: «Вектор», 2005.
  6. Weisbord M R Organizational Diagnosis: six places to look for trouble with or without a theory// Group and organizational studies, 1976, №1).