Каталог статей

асс. С.В. ЧЕРНЫШЕВА, Л.А. МАКЕДОНСКАЯ
Автомобильно-дорожный институт ГВУЗ «ДонНТУ»

Концепция управления развитием качества продукции

I. Введение

В условиях глобальной экономики инновационная направленность стратегии и тактики развития предприятий является залогом их конкурентоспособности и успешного функционирования на мировом рынке товаров и услуг. Адаптация отечественных предприятий к новым условиям предполагает пересмотр стратегических задач их развития, системное изменение существующей парадигмы ведения бизнеса. В связи с этим, традиционные методы управления не позволяют принимать стратегически верные решения. В настоящее время необходимы инновационные подходы, способные обеспечить успех предприятий в долгосрочной перспективе.

Острота затронутых проблем предопределяет повышенное внимание к ним со стороны авторитетных ученых современности. Различные аспекты управления качеством рассмотрены в работах: А. Фейгенбаума [1], Ф. Кросби [2], М. Заири [3], Ван Юй [4], Б.Л. Кузнецова, М.М. Шарамко [5].

II. Постановка задачи.

Вместе с тем, в настоящее время отсутствуют действенные механизмы управления национальной экономикой на микро- и макроуровнях, максимально адаптированные к отечественным условиям. Попытки применения зарубежных методов и инструментов управления не приводят к запланированным результатам, поскольку не учитывают специфику ведения бизнеса «по-украински». Следовательно, цель статьи – на основе обобщения мирового опыта управления изменениями обосновать необходимость применения инструментов бенчмаркинга на отечественных предприятиях, а также разработать концепцию управления развитием качества продукции предприятия на основе бенчмаркинга.

III. Результаты

Вместе с тем, анализ тенденций развития национальной экономики на микро- и макроуровнях свидетельствует, что современное состояние развития украинских предприятий не соответствует общепринятым тенденциям. Согласно данным отчета Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности в 2008-09 гг., по Индексу конкурентоспособности бизнеса (CBI) наша страна занимает соответственно 80-е место [6].

«В условиях насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха»[7, 16]. Компании, стремящиеся к успеху должны работать в «непрерывном режиме», то есть постоянно следить за изменениями требований рынка и учитывать условия эффективной деятельности. Факторы, способствующие росту управления качеством: непрерывное совершенствование производственного процесса; переподготовка кадров, с учетом темпов старения знаний; устойчивость качества; признание производимой продукции у потребителя; рост финансовых показателей, вызванный повышением качества [7, с. 17].

Анализируя зарубежный опыт управления предприятиями, способствующий повышению конкурентоспособности компаний на мировом рынке товаров, особый интерес представляет инструментарий бенчмаркинга. Признанный авторитет в области управления качеством Дж. Харрингтон определяет бенчмаркинг как «…стандарт, или эталон, с помощью которого можно измерить, или оценить уровень какой-либо подсистемы организации, то есть это способ определения, понимания и развития наилучших продуктов, услуг, оборудования, процессов и практик с целью улучшения реальной эффективности организации» [8, с. 5]. На наш взгляд, бенчмаркинг можно трактовать как метод повышения эффективности организации бизнеса посредством изучения опыта других компаний или отделов с целью совершенствования деятельности и применения методов работы организаций-лидеров. В его основе лежит непрерывный процесс изучения и оценивания лучших практик в других организациях с целью использования полученных знаний в работе предприятия для достижения поставленных целей наиболее эффективным путем.

Сущность применения технологий современного бенчмаркинга с целью развития управления качества заключается в следующем:

  1. Всеобщая жесткая конкуренция: в период тотальной глобализации и интеграции бизнеса, успех производителя на рынке зависит от производства товара, который наиболее полно удовлетворяет требованиям потребителей, чем товары-конкуренты.
  2. Награды и лидерство через качество: участие предприятия в конкурсе на премию качества позволяет ему выявить «узкие места» в своей деятельности, разработать и реализовать меры по их устранению. Это дает возможность фирме выдвинуться и подняться на более высокий уровень в управлении качеством и уровне конкурентоспособности среди других предприятий.
  3. Использование мировых достижений научно-технического прогресса: как показывает опыт, научно-технический прогресс во многих развитых странах был определен прорывом именно в качестве. Сегодняшний успех производителя зависит от скорости его адекватной реакции на удовлетворение нужд и пожеланий потребителя. Другими словами – это умение оперативно управлять качеством продукции в зависимости от запросов потребителей.

Выдвинутые теоретические предпосылки управления развитием качества продукции предприятия на основе бенчмаркинга диктуют ряд первоочередных заданий с целью их практической реализации. В связи с этим, необходима разработка концепции управления развитием качества продукции на основе бенчмаркинга (рис. 2).

Методологическую базу концепции образуют принципы, которым должна отвечать модель управления развитием предприятий: обоснованность, динамичность, целенаправленность, концентрация, ответственность, контроль, безграничность, информативность, адаптивность, комплексность. Для реализации поставленной цели в работе намечено решение ряда задач (рис. 2).

Особое место в концептуальной модели управления качеством продукции на основе бенчмаркинга занимает механизм управления. В настоящей работе механизм управления развитием качества продукции на основе бенчмаркинга образует теоретическая база следующих общенаучных и частных подходов к управлению: системный, комплексный, синергетический, интеллектуальный, эталонное сопоставление, метод оценок, оценка конкурентоспособности. Особый интерес представляют этапы и работы по внедрению бенчмаркинга (табл. 1):

Таблица 1 – Этапы и работы процесса бенчмаркинга

Этап бенчмаркинга

Виды работ

1 этап.

Планирование процесса бенчмаркинга и характеристика объекта

  1. Определение объекта бенчмаркинга.
  2. Разработка плана определения показателей.
  3. Разработка плана сбора данных.
  4. Обсуждение плана с экспертами.
  5. Составление характеристики объекта бенчмаркинга.

2 этап.

Сбор и анализ внутренних данных

  1. Сбор и анализ вторичной внутренней информации.
  2. Выбор потенциального объекта для внутреннего бенчмаркинга.
  3. Проведение интервью и анкетирования.
  4. Создание комитета по внутреннему бенчмаркингу.

3 этап.

Сбор и анализ внешних данных

  1. Сбор внешней вторичной информации.
  2. Сбор внешней первичной исследовательской информации.

4 этап.

Улучшение качества работы объекта

  1. Определеннее корректирующих действий.
  2. Разработка плана внедрения объекта.
  3. Осуществить решение о будущем состоянии и оценить его воздействие.

5 этап.

Постоянное улучшение

  1. Поддержание и обновление базы. Непрерывное улучшение данных по бенчмаркингу.
  2. Осуществление непрерывного улучшения качества работы объекта.

Рисунок 2 – Концепция управления развитием качества продукции на основе бенчмаркинга

IV. Выводы

Высокая результативность данного метода обусловливает целесообразность его применения на украинских предприятиях. Реализация разработанной концепции управления развитием качества продукции на основе бенчмаркинга позволит повысить качество продукции на предприятиях. Разумное использование опыта конкурентов и успешных компаний в сфере повышения качества продукции приведет к повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, сокращению затрат, повышению прибыли и оптимизации дальнейший стратегии организаций.

Литература

  1. Feigenbaum A. Total Quality Control, third edition. New York: McGraw-Hill Book Co., 1983.
  2. Crosby Ph. Quality is Free. – New York: McGraw-Hill Book Co., 1979, p. 7.
  3. Zairi M. Effective management of benchmarking projects. – Oxford: Elsevierlimeted,2004. – 352p.
  4. Ван Юй Бенчмаркинговые резервы повышения качества продукции промышленных предприятий Китайской Народной Республики: Монография / Под науч. Ред. Б.И. Герасимова. – Тамбов – 2003. – 92 с.
  5. Кузнецов Б. Л., Шарамко М. М. Синергетический бенчмаркинг. – Набережные Челны: Изд-во КамПИ, 2006. – 187 с.
  6. Всемирный экономический форум. – Режим доступа: ">www.gcr.weforum.org
  7. Кузнецов Б. Л., Шарамко М. М. Синергетический бенчмаркинг. – Набережные Челны: Изд-во КамПИ, 2006. – 187 с.
  8. Харрингтон Х. Дж., Харрингтон Дж. С. Бенчмаркинг в лучшем виде! / Пер. с англ. Под ред. Б. Резниченко. – СПб.: Питер, 2004. – 176 с.