Каталог статей

Студенка Боднарюк Е.А.,
Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган - Барановского, Украина

Имидж Украины в международных сравнениях

Важной составной частью внешней политики Украины, продвижения ее национальных интересов, включая реализацию стратегического курса на европейскую интеграцию, восприятия нашей страны зарубежным сообществом как надежного и предсказуемого партнера, приверженного укреплению демократических основ общественной жизни и дальнейшей либерализации экономики, является обеспечение позитивного международного имиджа нашего государства. В этой связи увеличение информированности мирового сообщества об экономическом, научно-техническом, аграрном, культурно-историческом, туристическо – рекреационном потенциале нашей страны и позитивные процессы в жизни украинского общества будут содействовать увеличению иностранных инвестиций, интенсификации инновационного процесса, расширению бизнес-контактов, развитию экспорта, укреплению гуманитарных связей, росту туристической составляющей наполнения бюджета, повышению уровня занятости и благосостояния украинских граждан [1].

Целью статьи является определение уровня имиджа Украины, а также исследование основных факторов которые влияю на имедживую ситуацию государства в мировом сообществе.

Исследованием данной темы занимались такие ученные как: доктор экономических наук, профессор М.К. Тутушкина; академик Б.Г. Ананьев; К. Роджерс, Л. Лещенко, К.Бабич, И. Лахно и другие.

Репутация нации не просто влияет на общее отношение со стороны партнёров; она может предопределить их представление о совместимости ценностей, о способности этой страны быть союзником и о её привлекательности для вложения капитала.

Вместе с тем ряд существующих в зарубежных средствах массовой информации стереотипов об Украине как политически нестабильном государстве с высоким уровнем коррупции, тенизации экономики, бюрократии, инфляции, рейдерства, безработицы, смертности, изношенной инфраструктуры, социальной незащищенности населения, неосуществленных экономических и правовых реформ, невозвращенных экспортных налогов и непрозрачных условий ведения бизнеса крайне отрицательно влияет на формирование международного имиджа нашей страны и ее репутацию в мире.

Для создания международной информационной атмосферы, благоприятной для политического и социально-экономического развития Украины, ее интеграции в европейские и мировые структуры, на протяжении последних лет принимались соответствующие государственные программы. Тем не менее, фактически ни одна из них не была выполнена в связи с отсутствием консолидированной позиции ветвей власти по вопросам, которые освещаются за границей, единого руководителя программ и координационного центра, постоянной целенаправленной работы, необходимых средств и информационных материалов, формальным отношением со стороны ряда правительственных ведомств, де-юре причастных к такой деятельности. [2, с. 13-15 ]

Кроме того, на характер, возможности и объемы ведения имиджевой работы существенно влияет ряд внутренних негативных факторов и проблем, в частности:

  • отсутствие единого межведомственного органа, который организовывал бы и координировал работу по формированию международного имиджа Украины и выполнению соответствующих госпрограмм;
  • несвоевременность реагирования на антиукраинские выпады и публикации за границей, спонтанность, фрагментарность, несогласованность и непродуманность соответствующих действий украинских госструктур, которые порой напоминают суету пожарной команды при одновременном тушении нескольких возгораний;
  • ограниченный объем средств, которые выделяются на развитие материально-технической базы и проведение имиджевой работы за границей и их несвоевременное поступление в соответствующие госструктуры, а также отсутствие действенного контроля за соответствием и объемом реализации денег, направленных на выполнение государственных имидж-программ;
  • недостаточный штат и незначительный опыт организации и проведения имиджевых мероприятий за рубежом украинских госструктур и пиар-компаний, привлекаемых к этой работе, а также недостаток информационно-разъяснительных материалов, рекламной и видеопродукции и их невысокое качество;
  • неучитывание опыта проведения имиджевой работы ведущих стран мира и неиспользование существующих зарубежных возможностей по бесплатному распространению имиджевых и информационных материалов об Украине (общественное, этническое телевидение и радиовещание, университетские электронные и печатные издания, средствах массовой информации украинской диаспоры, интернет-издания, веб-сайты и интернет-порталы научно-политических центров, гуманитарных фондов, ведущих музеев и библиотек, бизнесовых, религиозных и туристических организаций и др.) [5, с.49].

Сегодня Украина в своем активе имеет лишь госкомпанию «Всемирная служба «Украинское телевидение и радиовещание», которая из-за недостатка средств ведет зарубежное телевещание лишь на украинском языке с включением небольших выпусков англоязычных новостей, «Всемирную службу радиовещания Украины», ведущую трансляцию всего на 3 иностранных языках 2-3 часа в сутки, несколько корреспондентов «Укринформа» за границей почти на аматорской основе, небольшой по штату департамент и около десяти заграничных недофинансированных культурно-информационных центров, – вот практически и весь имидж-ресурс Украины, – что является крайне неудовлетворительным и недостаточным для обеспечения положительного восприятия нашей страны в мире [3, с.684 ].

Вместе с тем актуальность ведения имиджево-разъяснительной работы связана еще и с недостаточным представлением Украины в мировом информационном пространстве и частым появлением в зарубежных средствах массовой информации необъективных и отрицательных по отношению к Украине сообщений и комментариев, которые касаются различных аспектов политической, экономической и социально-гуманитарной жизни украинского общества.

Более сложным вопросом является вопрос « Как мы видим Украину через 10 лет и какие позиции она будет занимать в это время?». Но даже при такой критической ситуации есть способ улучшить ситуацию. В современном мире каждое государство является брендом, а как известно, основная цель любого бренда – это улучшение позиции товара по отношению к конкурентам. В случае страны, основным товаром может быть её имидж, который как известно, можно искусственно сформировать. Например, лидерство страны в какой-либо стратегически важной области (экономической, социальной, спортивной и т.д.) является элементом положительного влияния на имидж, что, в свою очередь, повышает интерес к государству и увеличивает стоимость его бренда. Для того чтобы понять, какие позиции в мировом сообществе являются конкурентными преимуществами Украины, а какие – её слабым местом. Проведём исследование в виде SWOT- анализа Украины. Результаты исследования представлены в таблице №1.

Таблица 1

Слабые и сильные стороны Украины

Сильные стороны

Слабые стороны

• Преимущества географического размещения (транзитный потенциал);

• Богатое историческое культурное наследие;

• Потенциал для развития зеленого и сельского туризма;

• Высокий уровень образования населения;

• Победы украинских спортсменов на различных международных соревнованиях;

• Толерантность и уравновешенность национального характера, отсутствие шовинизма.

• Отсутствие политической слаженности и единой стратегии развития;

• Несовершенная законодательная база;

• Энергозависимость;

• Отсутствие стимулирования инновационной и научной деятельности;

• Низкий уровень жизни и социальной защиты населения;

• Высокий уровень коррупции;

• Низкий уровень технической оснащенности промышленности;

• Высокий уровень загрязнения окружающей среды;

• Отсутствие стратегии национального брендинга.

Возможности

Угрозы

• Евро – 2012;

• Консолидация украинского народа вокруг общей идеи;

• Участие в мировых проектах по освоению космоса;

• Аутсорсинговая страна;

• Собственные ТНК.

• Рост политических рисков;

• Высокая зависимость экономики от сырьевых отраслей и мировой конъюнктуры на сырьевых рынках;

• Строительство газового трубопровода в обход Украины;

• Экологическая катастрофа;

• Усиление технологического разрыва;

• Демографический кризис (высокая смертность, низкая рождаемость, эпидемиологическая опасность);

• Искусственное заострениет сепаратистских тенденций (Крым, Запад – Восток)

Это лишь часть данного исследования. На самом деле Украина имеет много сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. В таблице указаны лишь те факторы, которые заставляют обратить на себя внимание в первую очередь.

Конечно же, государство должно прилагать усилия для формирования положительного имиджа страны, но это должна быть целенаправленная компания, реализующая ряд мероприятий по основным вопросам: политическим, экономическим, социальным и т.д. Эта компания должна органично вписываться в общую стратегию развития страны и основываться на национальных интересах и приоритетах Украины. Речь идет не создании еще одной целевой государственной программы, а о продуманной стратегии борьбы в мировом информационном поле. Для того чтобы такая стратегия приносила плоды, необходима консолидация вокруг этого вопроса каждого гражданина Украины. Для этого нужно пользоваться всеми возможными инструментами, начиная от проведения «украинских дней» за рубежом и заканчивая изданием материалов и организации процесс – туров для иностранных журналистов. Источником финансовой поддержки должен стать не только государственный аппарат, но и люди – сознательные граждане своей страны, готовые в трудную минуту помочь государству, в котором они живут и в котором будут жить их дети.

Отдельным вопросом по формированию положительного имиджа Украины является создание и поддержка региональных брендов. Каждый из регионов нашей страны имеет свой уникальный образ, который по достоинству может быть оценен в мире. От создания конкуренции между региональными брендами выигрывает вся страна [4].

Анализ современного положения Украины в мировом сообществе позволяет сделать основной вывод, что занимая такие позиции в различных мировых рейтингах и международных сравнениях, Украине будет сложно бороться за создание своего позитивного имиджа за рубежом. Но необходимо попытаться найти предпосылки для изменения такой ситуации в ближайшем будущем.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Внешняя политика Украины // Web-ресурс: www.bankreferatov.ru.
  2. Лещенко Л. Національні інтереси України та її зовнішньополітична стратегія // Політика і час. - 2010. - №3. - с.13.
  3. Политология. Учеб. Пособие для вузов / Сост. и ред. Н. Сазонов. - Харьков: 2010. - с. 684-693.
  4. www.allimag.net «Всё про имидж»
  5. Бабич К., Лахно И. Оценка имиджа промышленного предприятия / Бизнес Информ, 2009, № 8. - С. 47-58.