Каталог статей |
Пятаченко
А.М, Ратькина О.Ю.
Механизм формирования бизнес-ассоциацийВ современных рыночных условиях крупные предприятия, холдинги, корпорации подвергаются воздействию натиска технологических новшеств, научных открытий и достижений и жесткой конкуренции. Для успешного противостояния этим изменениям им необходимо стать более гибкими и большее внимание уделять достижению целей. Однако этого результата очень сложно добиться в крупномасштабных, иерархически построенных экономических структурах. А одним из главным инструментом для такого перехода от сложных иерархических связей к сетевой модели организации бизнес-ассоциаций являются торгово-промышленные палаты, основной целью которых является обеспечение взаимодействия и координации предпринимательской деятельности, поэтому в современных условиях исследование данной темы является актуальным. Целью данной статьи является разработка механизма формирования бизнес-ассоциаций. Вопросами функционирования торгово-промышленных палат занимались такие исследователи, как Г.Д. Чижиков, М.Ю.Ануфриев, О.Г.Пшонка, П.Друкер. В своих работах они рассматривали такие аспекты деятельности торгово-промышленных палат как интеграция украинской экономики в мировое хозяйство, моделирование стратегического потенциала ассоциированных систем, использование международного маркетинга в управлении торгово-промышленной палатой. В условиях финансового кризиса в Украине, особую важность приобретает интеграция экономических субъектов, способствующая консолидации потенциальных возможностей отдельных предприятий и объединений, снижению затрат на снабжение, хранение, переработку и реализацию продукции, избавлению от лишних посредников, уменьшению финансовых рисков, выравниванию экономических условий. Отметим что бизнес ассоциация - это торговые палаты, торгово-промышленные группы, профессиональные объединения, федерации производителей, ассоциации представителей малого и среднего бизнеса и прочие подобные организации [1]. Формирование бизнес-ассоциаций включает в себя три основных этапа:
Определение потенциальных членов бизнес-ассоциаций должно базироваться на социально-экономической оценке тенденций развития экономики региона или страны. Для бизнес-ассоциаций, координируемых торгово-промышленными палатами, которые построены по региональному принципу, более целесообразной является оценка экономики базового для ассоциации региона и связанных с ним регионов. Ее необходимость обусловлена тем, что без детального анализа результатов хозяйственной деятельности основных отраслей и предприятий региона невозможно научное обоснование перспективных форм и методов взаимодействия экономических субъектов. После определения потенциальных членов бизнес-ассоциации необходимо провести согласование их целей, определить какие именно экономические субъекты заинтересованы во взаимодействии друг с другом. Для согласования целей необходимо по каждому участнику взаимодействия построить матрицу приоритетов, в которой ранжируются приоритеты составляющих по каждой цели [2]. Задача согласования целей экономических субъектов при формировании бизнес-ассоциации является теория игр, то есть процесс, в котором участвуют две и более стороны, ведущие борьбу за реализацию своих интересов [4]. При согласовании целей необходимо найти стратегии агентов, при которых их предпочтения будут максимально удовлетворены. После определения потенциальных членов бизнес-ассоциации и согласования их целей может быть сформирована непосредственно структура бизнес-ассоциаций. Учитывая, что бизнес-ассоциация создается по торгово-промышленной палаты, которая выполняет свои функции согласно законодательству, отпадает необходимость в разработке каких-то новых структур, достаточно использовать уже применяющуюся организационную структуру и добавить в нее новых членов с учетом особенностей их взаимодействия. Таким образом, разработанный механизм формирования бизнес-ассоциаций, включающий в себя модель отбора потенциальных членов и модель согласования целей, позволяет с минимальными затратами сформировать бизнес-ассоциацию, которая будет состоять из максимально заинтересованных во взаимодействии экономических субъектов. ЛИТЕРАТУРА
|