Каталог статей |
Гончар
Г.В., Никитина А.А., доц.
Дерезюк А.В.
Эффективность управления организациейЛюбое предприятие представляет собой систему. И не просто систему, а систему управляемую. Системными свойствами предприятия являются:
Управление любым предприятием должно быть направлено, прежде всего, на поддержание его основного системного свойства - способности выпускать продукт, причем делать это эффективно. При этом должна достигаться не только финансовая отдача, но и качественные цели. Управление конкретным предприятием должно быть ориентировано и на эффективное достижение текущей финансовой цели, даже в тех случаях, если она не предполагает получения прибыли. Так как предприятие является открытой системой, через которую текут потоки вещества и энергии, то оно поддерживает высокий эквивалент обмена только в том случае, если правильно выполняет свое предназначение в системе более высокого уровня - на рынке. Если оно плохо следует своему предназначению (по сути, выпускает такую продукцию, которая никому не нужна), то что толку в его возможности поддерживать свою способность что-то выпускать - оно все равно разорится.[1] Управлять организацией довольно сложно, поэтому, оценивая эффективность управления, необходимо учитывать, кто проводит оценку (как он рассматривает предприятие) и как он делает обобщающие выводы (способен ли он правильно соединить элементы в целостную картину).[2] Можно определить, что эффективность управления - это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), имеющих как количественные, так и качественные характеристики. Основными понятиями эффективности управления являются:
Невозможно сложить целостную картину эффективности управления, не рассмотрев предприятие под различными углами. Общая эффективность управления предприятием (организацией) состоит из эффективности управления отдельными функциональными подсистемами - маркетингом, человеческими ресурсами, финансовыми ресурсами, производством, логистикой и так далее, а также в значительной степени зависит от того, как сбалансировано управление всеми подсистемами на уровне общего управления, то есть на уровне генерального менеджмента.[2] Также критериями оценки эффективного управления является множественность показателей, характеризующих результативность операционных систем или подсистем. Наиболее распространенными считаются такие показатели как экономические (прибыль, рентабельность, доход) и комплексные (производительность труда, производительность работы системы управления). Экономические показатели эффективности являются наиболее понятными и активно применяются там, где можно четко измерить деятельность в денежном выражении. Обычно это производственная деятельность, где есть нормы расходования материалов, труда, времени, денежных средств. Однако весь результат деятельности было бы слишком упрощенно сводить только к экономическим показателям. В современных условиях бизнеса лучше использовать комплексные показатели производительности.[4] Таким образом, от того, как построено управление предприятием зависит очень многое. Предприятие – это сложнейший механизм, управление которым требует учета огромного количества факторов. Если существующая на предприятии система управления не соответствует даже текущим задачам бизнеса, тогда она становится существенным тормозом в развитии, понижает конкурентоспособность и негативно влияет на показатели деятельности. Поэтому, если ставится задача оценить эффективность управления предприятием, то в первую очередь необходимо установить цели, к которым предприятие стремится, а затем провести диагностику существующей системы управления предприятием на соответствие будущим задачам. Можно сказать, что управление должно быть настолько эффективным, чтобы предприятие достигало поставленных целей. [2] Литература:
|