Каталог статей |
К.э.н.
Баяндин М.А., магистр экономики Баяндина Г.Д.
Объективная необходимость планирования и прогнозирования регионального развитияТерриториальное управление и такие его части, как прогнозирование и планирование, имеют объективную обусловленность. В частности к объективным предпосылкам территориального прогнозирования и планирования относятся:
В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, регулирования их направлений и динамики, в обеспечении нормального функционирования коммерческих организаций особое место занимает планирование. Для того чтобы успешно управлять развитием национальной экономики и регионов, регулировать разнообразные процессы, происходящие в обществе, необходимо точно и правильно намечать преследуемые цели, подготавливать научно обоснованные меры, обеспечивающие достижение этих целей. Все эти проблемы и решаются в процессе планирования. В условиях рыночной экономики существенно возрастает роль прогнозирования. Прогнозирование – это важнейшая процедура стратегического планирования национальной экономики в целом, ее отдельных звеньев и структурных элементов. Содержанием стратегического прогнозирования является разработка селективных, долгосрочных и среднесрочных прогнозов [2, С. 16-23]. От него в значительной мере зависят экономические, социальные и экологические последствия регионального развития, полнота использования трудовых, природных и материально-вещественных ресурсов. Выбор ошибочных управленческих решений из-за недостаточной их научной обоснованности может привести к негативным последствиям, дорогостоящим потерям. Поэтому общая формула «управлять - значит предвидеть» особенно справедлива для динамических процессов регионального развития, размещения производительных сил. В условиях создания современного рыночного хозяйства функции прогнозирования регионального развития, столь надежно осуществлявшиеся государственными структурами, сильно усложняются. Видоизменяются методологические и методические установки прогнозирования, особенно региональной экономики [3, С. 329-330]. Переход от директивно управляемой экономики к рынку означает, прежде всего, качественное изменение форм и содержания территориального планирования, в том числе и на уровне регионов. Если в директивно управляемой экономике план выступал как совокупность командно-распорядительных решений, обязательных для всех хозяйствующих субъектов, то в рыночной экономике план приобретает индикативный характер и перестает подчинять себе весь процесс управления. Из инструмента оперативного управления он превращается в инструмент принятия стратегических решений. При этом понятие «стратегический» связывается не с долгосрочностью принимаемых решений, а с их характером. План-прогноз становится основой для выработки рациональной экономической политики, отражающей стратегию и позволяющей избежать значительных потерь, связанных с наметившейся негативной динамикой социально-экономических процессов и достигнуть поставленных позитивных целей развития. Предвидение социально-экономической ситуации в регионе и выработка на этой основе территориальной политики как комплекса стратегических управленческих решений - это и есть назначение территориального плана-прогноза в новых условиях развития рыночных отношений [1, С. 36-40]. Таким образом, территориальное управление в этих условиях становится насущной необходимостью. Естественно должна существенно измениться и роль территориального прогнозирования и планирования. Они должны отражать интересы региона, как субъекта рыночных отношений. Необходимо, чтобы территориальный план-прогноз содержал информацию, значимую, с точки зрения задач управления социально-экономическим развитием региона. Назрела необходимость реформировать процесс территориального прогнозирования и планирования. План-прогноз развития территории должен приобрести активный характер и самостоятельное значение. Он должен содержать информацию, необходимую для решения задач управления социально-экономическим развитием региона, стать рабочим документом для сознательной выработки региональной экономической политики. Во-первых, целесообразно обособить процесс разработки территориального плана-прогноза от процесса сбора и передачи планово-прогнозной информации по запросам республиканских органов. Необходимость передачи такой информации, безусловно, сохраняется для разработки экономической политики и принятия управленческих решений Правительством. Однако планово-прогнозная работа в структурах исполнительной власти региона не должна сводиться лишь к удовлетворению информационных потребностей правительственных органов управления. Во-вторых, территориальное прогнозирование и планирование должно стать самостоятельной формой экономической работы имеющей собственные цель, назначение и логику. Цель - обеспечение комплексного социально-экономического развития региона. Комплексность должна предполагать развитие всех отраслей инфраструктуры, решение вопросов, связанных с удовлетворением разнообразных материальных и духовных потребностей населения, проживающего на данной территории, а также осуществление мероприятий по охране окружающей седы. Назначение - обоснование направлений и перспектив развития региона, предоставление информационного материала для выработки региональной экономической политики и принятия конкретных управленческих решений. Этой логике должны подчиняться структура плана-прогноза и состав его показателей. При всей своей самостоятельности и даже определенной структурной жесткости территориальный план-прогноз должен сохранять определенную гибкость, позволяющую учитывать изменение условий хозяйствования на территории. Его структура не должна быть раз и навсегда определенной и закрепленной. План-прогноз должен быть ориентирован на системное видение ситуации в регионе, так как только в этом случае возможно принятие обоснованных управленческих решений и выработка верной экономической политики.
Литература:
|