Каталог статей

Комличенко К. А.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина

Система бухгалтерского учета в Германии

Система бухгалтерского учета Германии имеет давние традиции и ориентирована, прежде всего, на четкое соблюдение норм принятого законодательства. Государство создает определенные общепринятые условия хозяйствования, которые обязательны для всех хозяйствующих субъектов и должны строго соблюдаться. Бизнес имеет тесные связи с банками, которые являются основными пользователями бухгалтерской отчетности и удовлетворяют финансовые запросы компаний [1]. Среди западных учетных систем бухгалтерский учет Германии выделяется тесной взаимосвязью коммерческого и налогового учета, значительным проявлением формализма и консерватизма. В качестве регуляторов, формирующих учетные стандарты и процедуры, традиционно выступают центральные власти государства[2].

Присущий Германии консерватизм берет свои истоки в тридцатых годах двадцатого столетия. Политический режим национал-социалистов того времени был заинтересован в единообразии и точности сформулированных норм ведения бухгалтерского дела, что облегчало осуществление общенационального контроля за экономическими ресурсами страны. Такие давние традиции непосредственного участия централизованных властей в формировании немецких бухгалтерских норм и законов объясняют наличие двух особенностей развития немецкой бухгалтерской практики. Это – активное государственное вмешательство в экономическую деятельность компаний и сильные традиции антииндивидуализма.

Впервые общепринятые бухгалтерские принципы были законодательно закреплены в 1937 году в Законе об акционерных корпорациях, который долгое время оставался единственным нормативным документом, регламентирующим бухгалтерский учет [4].

В соответствии с немецким хозяйственным правом бухгалтерский учет рассматривается как:

  • информация для предпринимателя об имуществе, задолженности, прибыли, убытках, затратах и доходах;
  • доказательство при судебных разбирательствах;
  • отчет управляющих капиталом перед инвесторами;
  • основа для определения налогов и финансового управления организацией;
  • информация о кредитоспособности заемщиков и использовании кредитов.

Все правила, регулирующие вопросы ведения учета и составления финансовой отчетности в Германии, содержатся в так называемом Торговом кодексе Германии (HGB: Handelsgesetzbuch). Вопросы изменения этого закона находятся в ведении немецкого Министерства юстиции. Данный Торговый кодекс содержит полный объем требований, которые предъявляются к индивидуальной финансовой отчетности, и основные требования, предъявляемые к консолидированной финансовой отчетности. Разработка дополнений и пояснений к основным правилам составления консолидированной отчетности, рекомендаций и создание новых, а также изменение старых стандартов – это прерогатива Немецкого комитета по стандартам финансовой отчетности (DRSC) [3].

В Торговом кодексе (далее – ТК) устанавливаются минимальные требования по ведению учета и составлению финансовой отчетности для всех компаний, осуществляющих коммерческую деятельность, возможные исключения из правил для юридических лиц, не превышающих определенных размеров деятельности (малый и средний бизнес), основные требования к консолидированной отчетности. Причем эти требования различаются в зависимости от величины предприятий, которые делятся на малые, средние и крупные.

Стандарты, разрабатываемые Немецким комитетом по стандартам финансовой отчетности, регулируют все вопросы консолидированной отчетности, не рассматриваемые в ТК. Как правило, эти стандарты касаются консолидированной финансовой отчетности, дополняют и детализируют требования ТК.

Комитет разработал следующие стандарты по консолидированной отчетности: отчет о движении денежных средств; сегментная отчетность; приобретение дочерних компаний; промежуточная отчетность; чистые активы и результат деятельности в консолидированной отчетности; раскрытие рисков в отчетности; отражение зависимых компаний в консолидированной отчетности; отражение совместных предприятий в консолидированной отчетности; отсроченные налоги; связанные стороны; нематериальные активы; пересчет валюты [2].

В Германии не существует общего плана счетов, нет четких предписаний относительно вида и структуры журналов хозяйственных операций, бухгалтерских книг и т. д. Каждая компания может определять состав, содержание плана счетов, журналов и аналитики исходя из своих конкретных потребностей. Однако существует ряд промышленных стандартов, образцов планов счетов и прочих норм, которыми предприятия пользуются для организации своего учета. Структура отчетности материнской компании также оказывает влияние на отчетность, учет, план счетов и аналитику дочерних компаний. Кроме того, часто программное обеспечение систем учета, используемое материнской компанией, распространяется и на дочерние компании, которые применяют и план счетов, и единую учетную политику, и аналитику, принятую в холдинге.

Основные принципы учета в Германии, то есть правила признания, оценки и отражения фактов хозяйственной деятельности, достаточно близки к украинским. Однако есть и отличия. Так, в Германии допустимым является использование двух методов составления отчета о прибылях и убытках: метода полных затрат по элементам затрат (Gesamtkostenverfahren) и метода функциональных затрат по статьям калькуляции (Umsatzkostenverfahrеn).

Раздел собственного капитала в пассивах баланса в основном соответствует привычной для отечественных бухгалтеров форме, за исключением специальных статей, в которых может отражаться прибыль, полученная при выбытии определенных активов, но необлагаемая налогом и поэтому невклю-ченная в отчет о прибылях и убытках [3]. Цель данных статей – показать, что определенная часть прибыли не отражается в прибыли текущего периода, а возникает раньше в связи с ростом рыночной стоимости активов, вне сферы влияния руководства компании. Однако такая прибыль должна быть реинвестирована в активы компании.

В Германии нет официального требования составления промежуточной отчетности. Другими словами, теоретически компания обязана составлять отчетность лишь один раз в год. Однако на практике такое возможно нечасто, так как существуют требования бирж, акционеров, владельцев и банков о представлении отчетности не раз в год, а чаще, причем во все более короткие сроки. Поэтому Комитет по стандартам финансовой отчетности Германии недавно выпустил специальный стандарт по составлению промежуточной отчетности, ограничивающий такие требования.

Таким образом, в немецком законодательстве гораздо большее внимание уделяется информации о деятельности компаний, т.е. отчетности, чем организации учета. Несмотря на влияние процессов глобализации различия между международными стандартами финансовой отчетности и национальными стандартами Германии остаются весьма значительными.

Литература

  1. Миславская Н.А., Бухгалтерский учет в Германии /Финансовый менеджмент/, 2007, №3, с. 8.
  2. Walter Henson, Rechnungswesen – Controlling /Business & Law Frankfurt/, 2008, №6 с. 19.
  3. Кондракин И. П. Самоучитель по бухгалтерскому учету Германии. – М.: ТК Велби, Изд-во проспект, 2007. – 560 с.
  4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от ноября 1996 г.