Каталог статей |
Бурлаченко Ю.В.
Проблемы развития среднего и малого бизнеса Донецкого регионаПроблема становления и развития малого бизнеса приобретает особую актуальность, ведь именно малый бизнес способен эффективно решать острейшие экономические и социальные проблемы экономики. В Украине средний и малый бизнес все еще находится в стадии раннего развития, тогда как в Европе этот показатель находится в пределах 40%. Исследованию проблем развития малого предпринимательства посвящены работы известных ученых: Билоуса Г.М., Варналия З.С., Демченко С.М., Кредисова В.А., Кужель О.В., Кузнецовой И.С., Ляпина Д.В., Микитюка О.И., Павлюка А.П., Сизоненка В.О., Хмелевской Л.П. и др. Малые предприятия имеют много преимуществ, которые активно влияют на экономические и социальные преобразования в государстве. Во-первых, малый и средний бизнес - это создание новых рабочих мест, а также альтернатива наемному труду, что особенно актуально во время кризиса. Во-вторых, это развитие конкуренции, поскольку в некоторых сферах мелкие предприниматели могут соперничать с крупными компаниями, корректируя тем самым цены на товары. В-третьих, развитие малого и среднего бизнеса очень важно с точки зрения диверсификации структуры экономики и формирования среднего класса общества. [1] В 2009 году показатели деятельности малого бизнеса ухудшились из-за экономического кризиса. Стоимость реализованной малыми предприятиями Донецкой области продукции (работ, услуг) составила 35 млрд. грн. против 41,3 млрд. грн. в 2008 году. Численность занятых в сфере малого предпринимательства по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 5,7%. Особенностью развития малого предпринимательства региона остается его ориентация преимущественно на торгово-посредническую деятельность. Продолжает расти доля малых предприятий, занимающихся операциями с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг предпринимателям, за 2009 год она составила 23,7%, что больше удельного веса вместе взятых малых предприятий промышленности (12%) и строительства (11,2%). В целом по области малые предприятия обеспечили десятую часть годового объема продукции, реализованной всеми предприятиями. При этом в областном объеме реализации промышленной продукции доля малого бизнеса составила 2,3%, а в торговле – 17,5%. О проблемах малых предприятий свидетельствует отрицательный финансовый результат их работы. За прошлый год 62% предприятий получили прибыль в сумме 2301,6 млн. грн., а 38% – понесли убытки в сумме 2541,2 млн. грн., что больше прибыли на 239,6 млн. грн. [2] Одной из основных проблем среднего и малого бизнеса Донецкого региона, как и Украины в целом, является ограниченный доступ компаний СМБ к капиталу и инвестициям. Непростая ситуация на рынке инвестиций объясняется не только экономической и финансовой ситуацией в мире, но и сугубо внутренними украинскими факторами. Любой произведенный в Украине товар, а также оборудование, задействованное в производстве, должны соответствовать украинским стандартам, многие из которых содержат требования, существовавшие еще при СССР. Чтобы выпускать нестандартный или даже просто новый товар, нужно оплатить труд инженеров, способных составить технические характеристики продукта, которые станут базой для создания нового стандарта. Такие расходы не под силу начинающему бизнесмену: украинские изобретатели и рационализаторы специализируются не на производстве, а на продаже собственных проектов или идей. Открытость деятельности предприятий свидетельствует об уровне демократичности общества. Зарубежный инвестор, привыкший широко и грамотно использовать деловую информацию, столкнувшись с недостатком данных об украинских предприятиях, испытывает вполне объяснимое недоумение и как следствие остается равнодушным к украинскому рынку. Другая проблема украинского малого бизнеса — неумение и нежелание собственников выстраивать долгосрочную стратегию развития бизнеса. По данным соцопросов только около 3-4% СМБ имели планы по увеличению бизнеса на несколько лет вперед. [3] Для решения проблем относительно развития малого предпринимательства в регионе необходим комплексный подход, который предусматривает: уменьшение налогового давления; совершенствование учета и отчетности субъектов СМБ; усиление финансовой и имущественной поддержки малого предпринимательства; построение инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; «детенизация» предпринимательства; поддержка и развитие форм самоорганизации предпринимательства. [4] Литература:
|