Каталог статей

Пархоменко И. А.
Научный руководитель: Мезенцева С. А.
ДонНУЭТ имени Михаила Туган-Барановского

Особенности создания интернет-магазина в Украине

На сегодня Интернет в Украине является достаточно массовым явлением, с помощью которого люди могут облегчить себе жизнь. Многочисленные отношения в сфере купли-продажи получили большое упрощение в результате охвата их возможностями Интернет сети. В результате этого большое распространение получила торговля через Интернет – магазины, которая имеет ряд возможностей и преимуществ: снижения накладных затрат и увеличение прибыли предприятия; есть возможность оформить кредит; магазин работает без выходных и перерыва; виртуальная площадь для размещения товаров практически неограниченная; покупатель имеет доступ к размещенному на сайте товара в режиме реального времени и из любого места на земном шаре, где есть Интернет; виртуальные торговые площади можно взять в аренду, как и в обычном магазине; стоимость и срок создания виртуального магазина намного меньшие.

В связи с перечисленными преимуществами торговые предприятия, работающие на общей системе налогообложения и являющиеся плательщиками НДС, для расширения бизнеса и увеличения объема продаж создают Интернет – магазины.

Целью работы является рассмотрение особенностей создания Интернет – магазина, а так же списание затрат по его созданию в бухгалтерском и налоговом учете.

Создание Интернет – магазина - это размещение информации в глобальной сети Интернет.

Предприятие может разместить информацию о себе двумя путями: создание Web-страницы, на которой размещается реклама товаров и прайс - листы; разработка WWW-сервера, специализированного программного обеспечения, размещение визуального изображения товара, который дает намного большие возможности для привлечения большего количества потребителей.

Создать Web-страницу значит разместить подготовленную группу файлов определенного формата на сервере провайдера. Преимущества такой страницы — невысокая стоимость его технического сопровождения. Разработку макета, дизайна страницы, восстановления информации выполняют специализированные фирмы-разработчики (Web-студии). В бухгалтерском учете затраты на создание и сопровождение Web-страницы отображаются на счетах затрат, связанных со сбытом продукции.

Создание Интернет – магазина на >W-сервера, более сложный процесс в отличии от создания Web-страницы и состоит из четырех этапов.

Первый этап— создания Web-сайта. Сделать его предприятие может разными способами: разработать самостоятельно, заказать разработку, приобрести готовый проект или арендовать сайт.

Однако, не смотря на различные способы предприятие, должно определиться со структурой сайта, его дизайном, принципом работы и размещением информации. После чего профессиональные Web-дизайнеры подбирают или разрабатывают необходимое программное обеспечение. Дальнейшее информационное сопровождение ведет самое предприятие.

Второй этап — размещения сайта в Интернете. Предприятие размещает свой сайт на оборудовании провайдера (провайдер телекоммуникаций — это субъект хозяйствования, который имеет право на осуществление деятельности в сфере телекоммуникаций без права на техническое обслуживание и эксплуатацию телекоммуникационных сетей, и предоставление в пользование каналов электросвязи).

Третий этап — зарегистрировать доменное имя сайта (соответственно со ст. 1 Закона Украины «О телекоммуникациях» доменном является часть иерархического адресного пространства сети Интернет, который имеет уникальное название, обслуживается группой серверов доменных имен и централизованно администрируется). Порядок регистрации зависит от вида имени. Адресное пространство сегмента Украины в сети Интернет обозначается доменном второго уровня «ua». Регистрацию доменном этого уровня осуществляют специализированные коммерческие компании-регистраторы, авторизованные в ICAAN. В данную компанию необходимо подать заявку, в которой указать имя сайта, которое желает получить предприятие, организацию, администратора доменна, его реквизиты. После проверки на уникальность доменного имени, его регистрируют, и предприятию передается домен, который необходимо каждый год перерегистрировать. Если предприятие создает свой Web-сайт в доменне более низкого уровня, то тогда домен не регистрируют, а только согласовывают его с администратором доменна более высокого уровня, нежели у предприятия. [1]

Четвертым (последним) этапом является обеспечение функционирования зарегистрированного доменна. Здесь необходимы IP-адреса. Их выделяют локальные Интернет - регистраторы. Такие вопросы решает провайдер, услугами которого пользуется предприятие. Кроме сайта с доменным именем предприятие должно арендовать сервер - его Web-сайт размещается на сервере провайдера или компании, которая специализируется на предоставлении услуг хостинга (аренды дискового пространства). Размер арендной платы (платы за хостинг) зависит от размера сайта.

В нашей стране самым распространенным является создание Интернет – магазина на Web – сайте. Однако, его создание требует определенных затрат которые должны быть отражены в бухгалтерском и налоговом учете. В свою очередь – сайте это ни что иное, как совокупность программных и аппаратных средств с уникальным адресом в сети Интернет вместе с информационными ресурсами, которые находятся в распоряжении определенного субъекта и обеспечивают доступ юридических и физических лиц к этим информационным ресурсам и прочие информационные услуги через сеть Интернет [2].

На предприятии в бухгалтерском Web – сайте приравнивается к нематериальным активам. Согласна П(С)БУ 8 нематериальный актив — это немонетарный актив, который можно идентифицировать, который не имеет материальной формы и содержится предприятием с целью использования на протяжении периода больше одного года для торговли или с целью предоставления в аренду другим лицам. Полученный или приобретенный нематериальные активы отображается в балансе, если существует вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с его использованием, и его стоимость может быть достоверно определенная.

Однако затраты на создание такого вида нематериального актива подлежат отображению в составе затрат отчетного периода, в котором были понесены, в частности затраты на рекламу и продвижение продукции на рынке [3].

Затраты на создание Web – сайте признанного нематериальным активом капитализируются. Сумма всех затрат, аккумулируется на субсчете 154 «Приобретение (создание) НМА», а потом при введении в эксплуатацию списывается на субсчет 125 «Авторское право и сопредельные с ним права». Введения нематериального актива в эксплуатацию осуществляется на основании «Акта введения в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов» по форме НА-1, утвержденной [3]

Начисление амортизации нематериального актива осуществляется на протяжении срока полезного использования, которое устанавливается приказом при зачислении его на баланс, но не больше 20 лет. Метод амортизации также избирается предприятием самостоятельно, исходя из условий получения в дальнейшем экономической выгоды [3]. Если эти условия определить невозможно, то применяется прямолинейный метод списания. Начисления амортизации начинается из месяца, следующего за месяцем введения его в эксплуатацию.

Что касается учета затрат по созданию Web – сайте в налоговом учете, то если договор на создание Web – сайте предусматривает переход к заказчику права интеллектуальной собственности (авторского права) на этот Web – сайте, то затраты, понесенные таким плательщиком в соответствии с настоящим договором, подлежат амортизации.

В свою очередь Web-сайт – это результат творческой деятельности, который является объектом авторского права. И такое авторское право пренадледжит предприятию. То есть Web-сайт в налоговом учете есть нематериальным активом. Начисления амортизации нематериального актива в налоговом учете осуществляется с использованием прямолинейного метода, по которому нематериальный актив амортизируется равными частями исходя из его первоначальной стоимости на протяжении планового срока полезного использования (но не больше 10 лет беспрерывной эксплуатации). Амортизационные отчисления осуществляются до достижения остаточной стоимости актива, что равняется нулевому значению.

Прочие затраты связанные с созданием Web – сайта, а именно оплата услуг хостинга (аренда дискового пространства), коллокейшина (аренда сервера у провайдера), плата за домен (доменное имя не продается, а передается в временное использование) в налоговом учете включается в состав валовых затрат как затраты, связанные с подготовкой и организацией производства, а также продажей продукции, работ и услуг соответственно. [4]

В бухгалтерском учете затраты на удержание Web-сайта предприятие списывает на счет 93 «Затраты на сбыт».

Таким образом, можно сделать вывод, что вопросы учета торговой деятельности, через Интернет – магазин, который в свою очередь выступает нематериальным активом предприятия довольно актуальны и подлежат рассмотрению. В данной работе было установлено, что Интернет – магазин создаются различными способами, но, не смотря на это, учитываются как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Литература:

  1. Закон Украины от 18.11.03 г. № 1280-IV «О телекоммуникации».
  2. Приказ № 327 - Приказ Государственного комитета информационной политики, телевидения и радиовещания Украины, Государственного комитета связи и информатизации Украины от 25 ноября 2002 г. № 327/225.
  3. П(С)БУ 8 «Нематериальные активы», утвержденные приказом Минфина от 18.10.99 № 242.
  4. Приказ Министерства финансов от 22.11.04 г. № 732 «Об утверждении типичных форм первичного учета объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов».
  5. Закон Украины от 28.12.94 г. № 334/ 94-ВР «О налогообложении прибыли предприятия»
  6. Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.
  7. Закон № 3792 - Закон Украины от 23.12.93 г. № 3792-XII «Про авторское право и сопредельные права».
  8. [сылка более недоступна}