Каталог статей |
Кривенко Н.И.
Государственное регулирование развития малого бизнеса в УкраинеВ мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. Государство призвано, в первую очередь, создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу. Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки – мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку. Даже восточноевропейские страны с переходной экономикой уделяют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса. На конец 1992 г. в Украине было зарегистрировано 102000 малых предприятий, из которых функционировала только половина. В 2006 г. в Украине, по статистическим данным, реально работало 307398 малых предприятий, на которых производилось около 10% промышленной продукции. Доля малого бизнеса Украины в ВНП в 2009 г. составляла около 8%, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 40-60%. Это результат экономической и политической нестабильности, а также отсутствия реальных стимулов для развития малого предпринимательства. Положение в сфере малого предпринимательства, которое сложилось на сегодня в нашей стране, свидетельствует о том, что дальнейшее его развитие без активного положительного вмешательства государства может привести к свертыванию данного сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилением социального напряжения. Из-за этого возникает спешная необходимость в пересмотре и эффективном внедрении механизмов государственного регулирования малого предпринимательства. Административными преградами на пути развития малого предпринимательства есть действующая сегодня в стране система регистрации; лицензирование; контроль предпринимательства со стороны государства. Поэтому для ослабления административного давления на малое предпринимательство было бы целесообразно ввести максимально возможные льготные условия для создания малых предпринимательских структур, а в приоритетных областях и направлениях практиковать их бесплатное создание и регистрацию [3]. Важнейшим направлением регулирования малого предпринимательства являются экономические механизмы. При этом рычаги влияния на субъекты малого предпринимательства разделяют на прямые и косвенные. К прямой финансовой поддержке со стороны государства можно отнести: финансирование за счет бюджетных средств; привлечение средств местных бюджетов; обеспечение условий для создания и деятельности негосударственных фондов поддержки предпринимательства; поощрение общественных объединений, финансовых организаций в направлении средств на поддержку малого предпринимательства. Мероприятия косвенного влияния включают: налоговые скидки (или полное увольнение от других налогов); налоговые льготы, ускоренную амортизацию [1]. Чтобы данные механизмы начали действовать, должны существовать коммерческие банковские системы, которые бы выдавали кредиты малым предпринимательским структурам на продолжительный период и под низкие процентные ставки. Кредитные источники для малого предпринимательства в Украине практически отсутствуют. Главная причина этого состоит в кризисном состоянии, которое сложилось в структуре экономики, а именно: спад производства, инфляция, отсутствие стабильности в регулировании финансовой и банковской деятельности. Это предопределяет незаинтересованность коммерческих банков в выдаче таких кредитов, и они направляют свою деятельность преимущественно на выдачу краткосрочных кредитов под высокие процентные ставки. Выходом из такой ситуации может стать, во-первых, создание специальных фондов поддержки предпринимательства, а, во-вторых, двухстепенная система страхования, которая бы состояла из государственной корпорации страхования кредита и региональных ассоциаций кредитной гарантии малым предприятиям, как это внедрено, например, в Японии. При этом в случае банкротства малого предприятия все финансовые обязательства переходят к одной из названных ассоциаций, а государственная корпорация возмещает последней от 70 до 80% объемов страховых затрат. Для этих целей в государственном бюджете предполагается соответствующая статья на поддержку малых предприятий [2]. Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что результативность государственного регулирования предпринимательства будет возрастать в зависимости от того, насколько системно, исходя из долгосрочных целей и текущих задач социально-экономического развития страны и отдельного региона применяются отдельные экономические рычаги и инструменты управления. Литература:
|