Каталог статей

Аль-шарги Фахд
г.Одесса

Монополии и финансовые потоки в украинской экономике

Среди понятий, характеризующих современное положение в Украинской экономике последнего десятилетия, весьма популярным стал термин «финансовый поток». Практически ни одна экономическая или политическая проблема, равно как и ее освещение, особенно в процессе, не обходится без этого термина. Коррупция в высших эшелонах власти, влияние на власть «олигархов», приватизация государственной собственности, межбюджетные отношения центра и регионов, проблемы внешнего долга неразрывно связаны в сознании экономистов и политологов с регулированием или управлением передвижения крупных финансовых средств со стороны государства или отдельных групп предпринимателей.

Несмотря на популярность разговоров о финансовых потоках, научного обоснования этого термина условий его применения, раскрытия содержания пока в экономической литературе не наблюдается. Нам бы хотелось дать в самом первом приближении свое понимание проблемы в связи с вопросами монополизма в украинской экономике, вызванного как историческими причинами, так и политикой власти в период экономических реформ 90-х годов ХХ в.

Исторически монополизация экономики Украины связана с наследием государственной системы регулирования с жестким вертикальным подчинением всех субъектов экономической деятельности центру. Именно здесь появилась система формирования потоков движения денежных средств сначала по направлению к центру, а затем после распределения, обратно к предприятиям и в регионы. В значительной мере благодаря сохранению государственных и полугосударственных монополий типа «Укртрансгаз», «Укрнафта», «Укрзализныця» эта система продолжает действовать и сейчас. В таких условиях роль денежных средств, которые задействованы в его системе, для государства приобретают особое значение. Для любой группы в политической элите страны решающее значение имеет наличие в руководстве столь значимых субъектов экономической деятельности своих представителей.

Другим фактором, способствующим формированию монополистического управления финансовыми потоками, является особая сырьевая монокультурность украинской экономики, связанная в основном с транзитом нефти и газа. Нефтяная отрасль в меньшей степени монополизирована, нежели газовая: здесь действуют несколько активно конкурирующих между собой негосударственных компаний. Однако государство активно регулирует отрасль через свою трубопроводную систему, что опять таки приводит к монополизации управления сырьевыми доходами небольшой группой лиц.

Третьей группой факторов, обусловивших перемещение по стране значительных денежных средств, является архаичная структура регионального управления, большая разбросанность регионов по доходам и дотациям из центра. Недопустима ситуация, когда только 5 регионов из 25 стабильно обеспечивают себя, а остальным перераспределяются средства через государственный бюджет.

Негативные последствия монополизации финансовых потоков обусловлены также низким платежеспособным спросом населения. Объективно это не способствует развитию мелкого и частного предпринимательства, в частности, в сфере торговли и услуг, являющейся основным источником доходов бюджета в развитых индустриальных странах. Это, в свою очередь, не позволяет диверсифицировать денежные потоки в масштабах страны и отдельных регионов, ослабить монополию со стороны экспортоориентированных отраслей. Между тем, проблема перелива капитала между отраслями к новым передовым производствам постиндустриальной эры, чему и мешает монополизация финансовых потоков, является основополагающей для сохранения Украины как значимого государства в ХХI веке.

Если говорить о перспективах научного осмысления проблемы распределения финансовых потоков в отраслевом и межрегиональном аспекте, то следует выделить следующие направления исследований :

    - исследование динамики движения капиталов между отраслями, выяснение источников доходов и их использование в сырьевых и перерабатывающих отраслях национальной экономики;

    - исследование реальных потребностей регионов в финансовых средствах с целью преодоления действующего до сих пор принципа распределения средств «от достигнутого» ;

  • изучение понятия «крупный финансовый поток» применительно к региону и к народному хозяйству в целом с целью выявления бюджетообразующих субъектов хозяйствования, монополизирующих денежные средства. До сих пор такая работа проводится по отношению к естественным монополиям.