Каталог статей |
Харламов
К.И.
Проблемы демотивации персонала на отечественных предприятияхКак доказывает практика отечественного и зарубежного предпринимательства слаженная работа персонала на предприятии – основа его успешной деятельности и эффективности на рынке, ведь недаром до сих пор является популярным тезис «Кадры решают всё». В связи с этим в настоящее время большое внимание уделяется особенностям материальной и нематериальной мотивации труда, а также его стимулированию, однако не менее маловажной проблемой является демотивация, которая требует критического анализа и систематического изучения, т.к. ей присуща высокая степень актуальности и новизны. Актуальность данной тематики обуславливается, прежде всего, тем, что демотивация работников оказывает непосредственное воздействие на результаты работы, поскольку, когда люди недовольны своей работой они выполняют её некачественно, на низком уровне и безынициативно. Цель статьи заключается в систематизации теоретических аспектов демотивации, выявлении причин её проявления, видов и мер по снижению или ликвидации. Демотивация – это комплекс явлений и процессов, в ходе которых внутреннее желание действовать у человека снижается. Вследствие демотивации у сотрудника падает производительность труда, качество выполнения работы, он негативно и цинично высказываться о коллегах или руководителе. Демотивация — это не отсутствие мотивации, а отсутствие стремления к конкретной деятельности в конкретной организации во время решения конкретной задачи» [1, с. 16]. На начальной фазе демотивации достаточно провести откровенный разговор с сотрудником, разобраться с причинами его растерянности, тревоги, напряженности, и наметить пути решения. Если в ходе конструктивной беседы будут найдены те моменты, которые не устраивает сотрудника в работе и предприятие внесёт рациональные изменения для ликвидации неудовлетворённости, то падение мотивации можно предотвратить. Впрочем, более эффективной является многосторонняя диагностика. Когда руководитель определяет не только степень "разочарованности" конкретного сотрудника работой, но и оценивает мотивационный климат подразделения или организации в целом. Соединение различных методов необходимо тогда, когда заметно снижается производительность труда целого коллектива, а не только отдельного работника. Ведь, как показывает практика, если носителем "вируса" демотивации является неформальный лидер, то, через семь - десять дней симптомы начинают наблюдаться и у других. В таком случае рекомендуют проводить анонимные опросы персонала и выяснять их уровень удовлетворенности работой. Его может осуществить внутренняя служба по управлению персоналом, если такие методики в организации уже отработаны. Привлечение внешних консультантов необходимо в том случае, если требуется максимально непредвзятая оценка ситуации или если компания впервые проводит такой аудит. Итоги этих исследований помогают найти ключ к раскрытию истоков потери мотивации тех сотрудников, которые близки к "отчуждению" от компании и уже не идут на откровенный разговор. Существует целый ряд факторов демотивации персонала на предприятии:
На начальных этапах демотивации достаточно выявить и ликвидировать её причины. Успех зависит от того, есть ли у компании возможности удовлетворить требования персонала. Но стоит заметить, что не всегда целесообразно выполнять все требования работников. Как показывает практика, если отсутствие интереса к работе у отдельных сотрудников стало привычкой, то избавить коллектив от таких людей будет просто полезно. Такие расставания безболезненны, если сотрудник не особо ценен для организации. Если же это одна из ключевых фигур для компании, то стоит применить комплекс мотивационных методов. Но это не значит, что нужно выполнять все прихоти этого человека, целесообразно испытать его мотивацию на стойкость. Например, перевести на такой участок работы (новое подразделение, проблемный коллектив), где он сможет применить знания и навыки по-новому. Но всегда нужно помнить, что грань между тем, когда за сотрудника еще стоит бороться, и когда - уже нет, очень тонкая. И что в ситуации, когда сотрудник уже принял решение об уходе, его "возвращение" может иметь вредные последствия [3, c. 25-26]. Существует множество рекомендаций по устранению демотивации. К ним можно отнести следующие [4]:
В зависимости от возможностей предприятия и степени сложности самой проблемы, в экономической литературе рассматривают три стратегии борьбы с демотивацией [4, c.207]. 1) «Формальные» решения. Компании прибегают к «формальным» решениям в ситуации, когда качественная система мотивации «не по бюджету» или когда, несмотря на наличие качественной система управления персоналом, руководитель видит намек на демотивацию, обусловленный, к примеру, сезонной нагрузкой или ситуативными трудностями. «Формальные» решения могут выглядеть в виде запланированного совместного отдыха, необычных подарков, нестандартного корпоративного мероприятия, разнообразия рабочих будней и т.д. 2) «Точечные» решения. Необходимость «точечных» решений возникает в ситуации, когда демотивация возникает у одного конкретного сотрудника. Эта ситуация требует быстроты реагирования. Один немотивированный человек способен распространить свое отношение на всех остальных сотрудников, особенно, если носителем «вируса» демотивации является неформальный лидер. В этом случае менеджеру, скорее всего, нужно принять ряд ситуативных мер, например, совместного обсуждения происходящего, пересмотра должностных обязанностей, заключения нового «психологического контракта» и т.д. 3) «Системные» решения. Необходимость «системных» решений возникает в ситуациях, когда большая часть сотрудников утратила интерес к работе, трудится вяло, «без драйва», со склоками и напряженностями. В рамках комплексного решения проблемы демотивированного персонала HR-менеджер может усовершенствовать систему управления персоналом: конкретизировать требования к кандидатам, наладить адаптационные процессы, продумать обучающие мероприятия, более индивидуализировано разработать схемы мотивирования и стимулирования и т.д. Стоит отметить, что в конкурентной борьбе украинских предприятий, выживают те, которые уделяют должное внимание персоналу, проблемам мотивации и демотивации и ставят перед собой цель учитывать и сопоставлять интересы и потребности конкретного работника и фирмы в целом. Проблема демотивации является не достаточно изученной на сегодняшний день, поэтому нуждается в дальнейших исследованиях, однако нами была сделана попытка выделить причины демотивации и пути её минимирации. Литература
|