Каталог статей | ||||||||||||
Бычинский Ю.В.,
Обоснование стратегических альтернатив развития предприятия с учетом специфики бизнес-среды в Республике БеларусьРазработку стратегии действующего предприятия можно осуществлять в следующей последовательности:
Для оценки внешней среды предприятия и положения предприятия в бизнес-среде использовалась методика PEST-анализа, которая позволила охарактеризовать как основные параметры бизнес-среды, так и положение предприятия в ней. PEST-анализ проводится по следующим направлениям: политика, экономика, социальное окружение, технология. P – политика. Предприятие создано и осуществляет деятельность в одной из приоритетных отраслей – мясоперерабатывающей. СЗАО «Белатмит» осуществляет свою деятельность в соответствии с программой развития малых городов. Быхов относится к средним городам. Кроме того, предприятие создано за средства иностранных инвесторов, достаточно большой объем продукции поставляет на экспорт. Поэтому политические аспекты бизнеса предприятия являются благоприятными. E – экономика. Продукция предприятия в основном ориентирована на внутренний рынок Республики Беларусь. Экспортные поставки (в Российскую федерацию) ежегодно составляют не более 90 т., что составляет около 1% от общего объема выпуска. Поэтому состояние белорусского потребительского рынка является ключевым фактором успеха для предприятия. СЗАО «Белатмит» занимает сегмент недорогих мясных изделий на рынке Республики Беларусь. При этом можно отметить растущую покупательскую способность населения, что прямо отражается на росте объемов производства и сбыта предприятия. За период с 2005 г. по 2008 г., например, общий объем производства и сбыта продукции возрос с 6057 т. до 8288 т., т.е. на 36,8%. В настоящее время объемы сбыта продолжают увеличиваться. Кроме того, на предприятии используются самые современные технологии переработки мяса, что позволяет получить максимальную прибыль на единицу используемого сырья. Это является наиболее актуальным аспектом ведения деятельности данного предприятия, поскольку наиболее проблемным аспектом мясопереработки в Беларуси является ограниченность сырьевой базы. На сегодняшний день предприятие имеет ограниченный доступ к сырьевой базе, кроме того, говядина, производимая в Республике Беларусь, отличается на самым высоким качеством. Импортные поставки мясного сырья ограничены, Беларусь защищает внутренний рынок от импортных производителей квотированием и высокими импортными пошлинами на ввозимое мясо. Расширение производства происходит за счет строительства новых цехов и оборудования их самым современным оборудованием в области переработки мяса. Таким образом, можно признать, что экономическое окружение предприятия в целом благоприятное, с той оговоркой, что имеются серьезные проблемы со снабжением предприятия сырьем. Однако подобные проблемы имеются практически у всех предприятий мясопереработки. Негативное влияние оказывает на деятельность предприятия повышение курса доллара США и Евро, т.к. часть сырья предприятие оплачивает в этих валютах. Неопределенность с курсами этих основных валют в 2011-2012 г.г. вносит определенный риск в деятельность предприятия – из-за роста курса может значительно увеличится цена на химические добавки, необходимые для производства мясных изделий. S – социальная сфера. В г. Быхове имеются значительные сложности при устройстве на работу. В городе работает небольшое количество предприятий. Средний уровень оплаты труда достаточно низкий по сравнению с общереспубликанским. Поэтому предприятие выполняет важную социальную функцию по обеспечению занятости в городе. Причем необходимо отметить, что трудоустроится на этом предприятии может и высококвалифицированный технолог, и специалист по логистике, и разнорабочий. С другой стороны необходимо отметить достаточно негативное отношение к продукции предприятия, сложившееся на основных рынках сбыта. На предприятии находит применение широкий спектр консервантов и прочих химических добавок, что приводит к тому, что население с осторожностью приобретает продукцию предприятия. В целом же социальное окружение предприятия необходимо признать благоприятным. В целом можно отметить повышение благосостояния населения на основном рынке сбыта продукции предприятия, поэтому платежеспособный спрос на продукцию увеличивается. В долгосрочной перспективе наблюдается некоторое сокращение населения на территории Республики Беларусь, однако это не должно оказать существенного влияния на объем платежеспособного спроса на период стратегического планирования. T-технология. Предприятие использует в своем производстве хорошо проверенные в западной Европе, и в то же время современные технологии и новое оборудование, произведенное по стандартам Евросоюза. Кроме того, при обновлении производственной базы на предприятие закупается только новое современное оборудование. Основные конкуренты СЗАО «Белатмит» по своей технической и технологической базе отстают от данного предприятия на 15-20 лет. В результате достаточно прибыльной работы (рентабельность по итогам 2009 г. составила 33%, сумма чистой прибыли составила 10827 млн. бел. руб., что составляет приблизительно 3,61 млн. долл. США) предприятие имеет возможность обновлять основные средства и использовать новейшие технологии, инвестируя на это часть прибыли. Как видно из анализа, предприятие имеет следующие сильные стороны:
В то же время предприятие имеет следующие слабости:
Результаты анализа приводят к такому выводу, что для предприятия наиболее приемлемой является сырьевая стратегия, т.е. стратегия, направленная на расширение сырьевой базы. Валютным рискам подвержены в равной степени практически все белорусские предприятия, а оценка качества продукции не является решающим фактором при выборе потребителем продукции предприятия или конкурентов. На этапе проведения PEST-анализа были выявлены ключевые факторы успеха предприятия на рынке. Это наличие доступа к сырью, т.е. возможность обеспечить производство достаточным количеством мяса. Поэтому на предприятии целесообразно разрабатывать сырьевую стратегию. Из всех вариантов эталонной стратегии можно предложить руководству СЗАО «Белатмит» стратегию обратной вертикальной интеграции или стратегию кооперации. Обратная вертикальная интеграция подразумевает интеграцию с поставщиками сырья для расширения позиций предприятия на рынках сырья. В качестве стратегических альтернатив можно рассматривать следующие:
Оценка стратегических альтернатив проводилась с использованием системы показателей эффективности деятельности предприятия на основе стандартов UNIDO. Как показал анализ стратегических альтернатив, избранные варианты обладают следующими положительными и отрицательными характеристиками:
Таким образом, были разработаны три возможные стратегические альтернативы развития компании. Руководство компании на основе своих суждений может выбирать из этих вариантов развития наиболее приемлемый для компании путь. |