Каталог статей

Васильев Ю.В., к.э.н. Ангелина И.А.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина

Особенности и противоречия осуществления внешней аудиторской проверки НБУ

Одним из видов аудита является банковский аудит, в том числе внешний аудит Национального банка Украины. Его основной целью является определение состояния банка на основе анализа учета и отчетности, подтверждение (не подтверждение) финансовой отчетности банка, проверка эффективности и правильности организации внутреннего аудита и законности совершаемых НБУ операций.

Актуальность статьи заключается в том, что проведение внешней аудиторской проверки НБУ имеет свои особенности, а практика проведения проверки Национального банка еще недостаточно развита и структурирована. Существуют сомнения в правильности проведения аудита НБУ и его законности.

Целью статьи является определение сложностей и противоречий, которые могут возникнуть в ходе проведения аудиторской проверки Национального банка Украины. Основной задачей является рассмотрение проблемных ситуаций, возникающих при проверке НБУ и путей их решения.

НБУ контролирует деятельность своих структурных подразделений путем проведения внутреннего аудита, который осуществляется ревизионным управлением Национального банка, подчиняющимся непосредственно Главе НБУ.

Что же касается внешнего аудита, в соответствии с положениями Закона Украины «О Национальном банке Украины» Совет НБУ не позже 1 ноября отчетного года принимает решение об аудите НБУ и определяет аудиторскую фирму, которая имеет соответствующий опыт работы, для проверки годового отчета и предоставления аудиторского вывода. НБУ обязан в соответствии с договором предоставлять аудитору отчетность и информацию, необходимую для проведения аудиторской проверки. Решение о проведении внешнего аудита может приниматься только Советом НБУ. Иные варианты отсутствуют и считаются незаконными.

По части движение средств Государственного бюджета Украины и анализа использования сметы финансовую проверку Национального банка осуществляет Счетная палата.[1]

Предметом проверки должен быть годовой отчет Национального банка. Проведения других внешних аудиторских проверок и/или предоставления НБУ сопутствующих аудиторских услуг Закон Украины «О Национальном банке Украины» не предусматривает.

Однако в четвертом квартале 2009 года была проведена аудиторская проверка НБУ, предметом которой были кредиты и рефинансирование, предоставленные в 4-м квартале 2008 года. Проверка проводилась по заказу МВФ и ее результаты были признаны законными, хотя годовой отчет при этом не проверялся.

Аудиторов, которые осуществляют аудиторскую проверку банков Украины, сертифицирует также Национальный банк Украины. Так можно ли говорить о доверии к «независимому» аудиторскому заключению аудиторов, которые осуществляют аудиторскую проверку НБУ, если они находятся в зависимости от самого Национального банка?

Таким образом, НБУ может осуществлять различного рода махинации с валютными ценностями. Примером может служить ситуация в 1997 году, когда НБУ предоставил кредит «Первому Украинскому международному банку" (ПУМБ) в размере 150 млн. дол. США на срок 6 месяцев под 5% годовых. В свою очередь ПУМБ разместил в НБУ эти же средства в размере 150 млн. дол. США в качестве депозита (вклада) на срок 50 дней под 5% годовых. Это повлекло за собою двойное включение сумы 150 млн. дол. США в размер чистых международных резервов НБУ. Результатом данного соглашения стало искусственное завышение суммы международных резервов в отчетности, которая предоставлялась МВФ.[2]

Одной из следующих противоречивых особенностей внешнего аудита НБУ является то, что аудит проводится для субъектов хозяйствования. Согласно ст. 3 Закона Украины «Об аудиторской деятельности» аудит представляет собой проверку данных бухгалтерского учета и показателей финансовой отчетности субъекта хозяйствования. Аудитор может предоставлять также сопутствующие услуги в рамках Закона Украины «Об аудиторской деятельности», который распространяется исключительно на субъектов хозяйствования. Но является ли Национальный банк Украины хозяйствующим субъектом?

НБУ имеет двойственный правовой статус (орган государственного управления с элементами субъекта хозяйствования), но хозяйствующим субъектом не является. Субъектами хозяйствования признаются лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность (ст. 55 ХК Украины), т.е. деятельность в сфере общественного производства, направленную на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или оказание услуг стоимостного характера. НБУ может платить налоги и совершать разного рода сделки с коммерческими банками, но его основной задачей является поддержание стабильности национальной платежной единицы. Также в НБУ работают государственные служащие, которые не могут занимать должности в субъектах хозяйствования. Каждый хозяйствующий субъект должен иметь устав. НБУ такого документа не имеет. Так может ли он называться субъектом хозяйствования?[3]

Таким образом, вполне логично возникновение сомнений в независимости и достоверности аудиторского заключения при проведении аудита НБУ. Для решения данных проблем необходимо устранить противоречия в законодательстве и доработать нормативные акты и законы, а также создать отдельный орган или структуру для осуществления аудиторских проверок НБУ, которая не будет ни в какой степени зависеть от него.

Литература:

  1. Закон Украины «О Национальном банке Украины» [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна}
  2. На кого работает Национальный банк Украины? [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна}
  3. Аудиторская проверка НБУ: искали коррупцию, «а получилось как всегда» [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна}
  4. Основные результаты независимой аудиторской проверки осуществления валютных интервенций и поддержки ликвидности банков Национальным банком Украины в IV квартале 2008 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна}