Каталог статей

Логвинова В.С., Ващенко Н.В.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Значение интеллектуального капитала в деятельности современного предприятия

На современном этапе развития мировой экономической системы наблюдается процесс перехода от индустриального к постиндустриальному производству. Результатом этого процесса является усиление интеллектуального фактора, появление «экономики, основанной на знаниях».

Актуальность. Сегодня невозможно представить эффективную деятельность компаний без таких нематериальных факторов, как технологии, ноу-хау, изобретения, фирменные наименования, базы дынных, компетенция и знания персонала, месторасположение. Все они играют важную роль в функционировании предприятия. Исследования интеллектуального капитала - это задача приоритетного характера, которая является актуальной для всех предприятий Украины.

Анализ предшествующих публикаций. К научным исследованиям, посвященным разработке общих проблем интеллектуального капитала, относятся различные работы отечественных и зарубежных ученых. В частности, Л. Эдвинссон, Т. Стюарт, Э. Брукинг, Т. Бьюзен, В. Иноземцев, В. Базилевич, В. Врублевской, Н. Гавкалов, В. Геец уделяют большое внимание определению и исследованию сущности категории интеллектуального капитала. В своих работах они подчеркивают взаимосвязь накопленных фирмой знаний и ее будущих возможностей.

Целью исследования является исследование такого понятия как интеллектуальный капитал и определение его значения в деятельности предприятия.

Интеллектуальный капитал является сложным системным образованием, которое может быть структурировано по разным критериям. Как и любой другой нематериальный объект исследований, он трудно поддается определению и не трактуется однозначно. Каждый из авторов освещает свой взгляд на интеллектуальный капитал и свое видение сущности данной экономической категории [1]. Вследствие чего в научной экономической литературе не сформировано четкого определения категории интеллектуального капитала и существуют различные подходы к его анализу (рис.1).

Интеллектуальный капитал

это знания, которые могут быть конвертированы в прибыль, другими словами, это сумма всего того, что знают и чем владеют работники и формирующая

конкурентоспособность организации

все нематериальные ресурсы, которые можно рассматривать как капитализируемые активы

собирательное понятие для обозначения неосязаемых (нематериальных) ценностей, объективно повышают рыночную стоимость компании.

интеллектуальный капитал компании состоит из знаний, опыта ее сотрудников, накопленных ими при разработке продуктов и оказании услуг, уникальной организационной структуры и интеллектуальной собственности.

Рис 1. Определение понятия «интеллектуальный капитал»

Понятие интеллектуального капитала шире, чем понятие интеллектуальной собственности или нематериальных активов [1]. Оно употребляется для обозначения тех активов, которые являются знаниями и компетенцией персонала, и не могут быть отделены от предприятия, но доступны предприятию и применяются им для получения экономических выгод.

Например, человеческий капитал, воплощенный в работников в виде опыта и знаний, способностей, а также в общей культуре, философии фирмы - определяет успешность любого предприятия и влияет на формирование рыночной стоимости предприятия. Клиентский (потребительский) капитал (в том числе деловая репутация и связи с потребителями) характеризуется такими качествами, как степень проникновения, распространения, постоянность, уверенность в том, что потребители и дальше будут отдавать преимущество данному предприятию [2].

Большинство из этих ценностей (репутация, знания персонала, и т.д.), фактически не принадлежат предприятию, однако эксплуатируются им. Таким образом, интеллектуальные ценности выступают как заемный капитал, который позволяет предприятию увеличивать рентабельность собственных активов [3]. При этом настоящими владельцами являются другие субъекты: персонал, компании - контрагенты, общество. То есть в рассматриваемом смысле интеллектуальные ресурсы проявляют свойства полноценного капитала [2].

Интеллектуальный капитал как фактор производства имеет производительность. Он используется для производства нового или усовершенствованного продукта или технологического процесса. То есть интеллектуальный капитал на уровне предприятия - это определенный вид ресурсов, который, с одной стороны, подобен другим видам экономических ресурсов, а, с другой стороны, отличается своей уникальностью [4].

Вывод. Роль интеллектуального капитала предприятия чрезвычайно важна в современных условиях рынка и заключается во влиянии элементов интеллектуального капитала на экономические результаты и формировании различных экономичных ценностей предприятия. Среди таких ценностей следует выделить: увеличение рыночной стоимости предприятия; повышение эффективности использования всех ресурсов предприятия; рост производительности предприятия; развитие инновационного потенциала; расширение и усовершенствование конкурентных преимуществ предприятия.

Литература:

  1. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: Пер. с англ.- СПб.: Питер, 2001
  2. Базилевич В.Д. Інтелектуальна власність: Підручник. – 2-ге вид. – К.: Знання, 2008. – 431 с.
  3. Т. В. Бакіна Визначення та змістова інтерпретація інтелектуального капіталу // Наука й економіка. - 2010 р. - № 1 (17). – С. 195
  4. Кузьмин А.И., Кузьмина Е.М. Анализ применимости основных методов оценки интеллектуального капитала для инновационного предприятия // Економічний простір. – 2008 р. - №15. – С. 178