Каталог статей | |||||
Логвинова
В.С., Ващенко Н.В.
Значение интеллектуального капитала в деятельности современного предприятияНа современном этапе развития мировой экономической системы наблюдается процесс перехода от индустриального к постиндустриальному производству. Результатом этого процесса является усиление интеллектуального фактора, появление «экономики, основанной на знаниях». Актуальность. Сегодня невозможно представить эффективную деятельность компаний без таких нематериальных факторов, как технологии, ноу-хау, изобретения, фирменные наименования, базы дынных, компетенция и знания персонала, месторасположение. Все они играют важную роль в функционировании предприятия. Исследования интеллектуального капитала - это задача приоритетного характера, которая является актуальной для всех предприятий Украины. Анализ предшествующих публикаций. К научным исследованиям, посвященным разработке общих проблем интеллектуального капитала, относятся различные работы отечественных и зарубежных ученых. В частности, Л. Эдвинссон, Т. Стюарт, Э. Брукинг, Т. Бьюзен, В. Иноземцев, В. Базилевич, В. Врублевской, Н. Гавкалов, В. Геец уделяют большое внимание определению и исследованию сущности категории интеллектуального капитала. В своих работах они подчеркивают взаимосвязь накопленных фирмой знаний и ее будущих возможностей. Целью исследования является исследование такого понятия как интеллектуальный капитал и определение его значения в деятельности предприятия. Интеллектуальный капитал является сложным системным образованием, которое может быть структурировано по разным критериям. Как и любой другой нематериальный объект исследований, он трудно поддается определению и не трактуется однозначно. Каждый из авторов освещает свой взгляд на интеллектуальный капитал и свое видение сущности данной экономической категории [1]. Вследствие чего в научной экономической литературе не сформировано четкого определения категории интеллектуального капитала и существуют различные подходы к его анализу (рис.1).
Рис 1. Определение понятия «интеллектуальный капитал» Понятие интеллектуального капитала шире, чем понятие интеллектуальной собственности или нематериальных активов [1]. Оно употребляется для обозначения тех активов, которые являются знаниями и компетенцией персонала, и не могут быть отделены от предприятия, но доступны предприятию и применяются им для получения экономических выгод. Например, человеческий капитал, воплощенный в работников в виде опыта и знаний, способностей, а также в общей культуре, философии фирмы - определяет успешность любого предприятия и влияет на формирование рыночной стоимости предприятия. Клиентский (потребительский) капитал (в том числе деловая репутация и связи с потребителями) характеризуется такими качествами, как степень проникновения, распространения, постоянность, уверенность в том, что потребители и дальше будут отдавать преимущество данному предприятию [2]. Большинство из этих ценностей (репутация, знания персонала, и т.д.), фактически не принадлежат предприятию, однако эксплуатируются им. Таким образом, интеллектуальные ценности выступают как заемный капитал, который позволяет предприятию увеличивать рентабельность собственных активов [3]. При этом настоящими владельцами являются другие субъекты: персонал, компании - контрагенты, общество. То есть в рассматриваемом смысле интеллектуальные ресурсы проявляют свойства полноценного капитала [2]. Интеллектуальный капитал как фактор производства имеет производительность. Он используется для производства нового или усовершенствованного продукта или технологического процесса. То есть интеллектуальный капитал на уровне предприятия - это определенный вид ресурсов, который, с одной стороны, подобен другим видам экономических ресурсов, а, с другой стороны, отличается своей уникальностью [4]. Вывод. Роль интеллектуального капитала предприятия чрезвычайно важна в современных условиях рынка и заключается во влиянии элементов интеллектуального капитала на экономические результаты и формировании различных экономичных ценностей предприятия. Среди таких ценностей следует выделить: увеличение рыночной стоимости предприятия; повышение эффективности использования всех ресурсов предприятия; рост производительности предприятия; развитие инновационного потенциала; расширение и усовершенствование конкурентных преимуществ предприятия. Литература:
|