Каталог статей

Комличенко К. А.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина

Нанотехнологические НИОКР в ЕС и их регулирование

Перед лицом реалий ХХI в. страны Западной Европы взяли курс на ускоренное развитие инновационной экономики. Изменение характера и значения нововведений в экономике, основанной на знаниях, отставание Западной Европы от США и Японии в сфере перспективных технологий, расширение ЕС на восток – все эти факторы лежат в основе разработки новых направлений инновационной стратегии Западной Европы. В последние годы все большее значение приобретает разработка такого инновационного течения как нанотехнологии.

Нанотехнологические НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) принято отличать от обычных НИОКР, направленных на достижение соответствующей миниатюризации. В мировой практике нанотехнологии определяются как технологии, с помощью которых, осуществляя контроль над веществом на атомно-молекулярном уровне (в пределах от 1 до 100 нм), можно создавать наноматериалы с заданными характеристиками [1].

В понятие нанопродукции (НП) включаются производимые в настоящее время промышленными фирмами наноматериалы – углеродные нанотрубки, нанопленки, нанопокрытия, нанокраски, нанопорошки, а также наноинструменты и т. д.

По оценкам Helmut Kaiser Consultancy, а также Nano Business Alliance DG Bank, мировая торговля НП уже в 2007 г. составила около 50 млрд евро, а в 2008 г. она оценивалась в 70–74 млрд евро. При этом 44% указанного объема торговли составляли НМ для нанесения нанослоев и нанопокрытий, 24% – оборудование для нанообработки поверхностей, 23% – наночастицы и нано- композитные материалы, 6% – аппаратура для системного анализа наноструктур и 3% – другие продукты. По прогнозам фирмы Nanomat и DG Bank, объем торговли нанопродукцией вырастет к 2011 г. до 220 млрд евро, а к 2015 г. он достигнет 1100 млрд евро [3].

В ЕС работы в сфере нанотехнологий и наноматериалов осуществляются на трех уровнях:

  1. реализация национальных программ и стратегий;
  2. двустороннее научно-технологическое сотрудничество стран;
  3. многостороннее научно-технологическое сотрудничество по линии рамочных программ ЕС и других международных программ (например, "Эврика").

В настоящее время европейская система научных исследований включает национальные системы стран – членов ЕС, а также международные программы 7РП ЕС, Eureka и COST, развивающие международное научно-технологическое сотрудничество и формирующие общеевропейский рынок технологий и наукоемкой продукции. Проект Седьмой Рамочной программы по научным исследованиям, технологическим разработкам и демонстрационной деятельности (7РП ЕС) был опубликован в апреле 2005 г. Европейской комиссией. Программа с совокупным бюджетом в 73 млрд евро рассчитана на семь лет и, являясь основным инструментом финансирования научных исследований и технологических разработок в ЕС с 2007 по 2013 г [2].

Рамочные программы уже сейчас позволяют создать эффективный координационный и финансовый механизм для осуществления исследований не только на европейском, но и глобальном уровне, привлекая для этого страны, не входящие в ЕС (например, США и Россию). Правовой механизм рамочных программ ЕС основан на принципе государственного регулирования НИОКР национального уровня путем заключения контракта между государством и подрядчиком (различной формы собственности, включая бесприбыльные организации – университеты, научно-исследовательские корпорации, фонды и др.).

В настоящее время в странах ЕС функционируют единообразные системы государственно-правового и экономического регулирования НИОКР, что позволяет органам ЕС при проведении НИОКР, требующих участия исполнителей из нескольких стран, довольно легко совмещать требования национальных законодательств. Многочисленные положения в документах ЕС, основанные на национальных правовых нормативах, позволяют избегать противоречий национальных правовых систем.

Характерная черта европейских программ НИОКР – их многонациональный характер, что лежит в основе наличия и функционирования целой системы организаций, выполняющих программы НИОКР для отдельных стран – членов ЕС и для Сообщества в целом. Вместе с тем возникает ряд сложных экономических проблем (которые несвойственны наиболее развитому в этой области федеральному законодательству США), например правовой статус конечных результатов программ НИОКР, профинансированных ЕС.

В целях интеграции и укрепления европейского научно-технологического потенциала ЕС применяются так называемые «сети научно-технологического совершенства (обмена опытом)», действие которых происходит за счет объединения в сеть ресурсов и накопленного опыта различных исполнителей рамочных программ в сфере науки, технологий и инновационной деятельности [1]. Создание подобных сетей будет содействовать снижению уровня фрагментарности научных исследований в ЕС. Однако сети, как утверждается в одной из директив ЕС, – это не ??закрытые клубы??. Перед ними стоит задача общеевропейского распространения научного опыта и знаний, поэтому обучение новых кадров – важнейшая составляющая этой деятельности.

В рамках инфраструктурных проектов или сетей научно-технологического совершенства разработан механизм финансирования проектов НИОКР, основанных на принципах стимулирования интеграции, включающих:

  1. грант на интеграцию как фиксированный объем финансирования на поддержку совместной деятельности (СД);
  2. оплату расходов, производящихся с учетом степени интеграции данной группы, числа исследователей, которых предполагается привлечь, и их сферы научных исследований, непосредственно научных направлений СД;
  3. ежегодное выделение фондов и выплат, которые зависят от эффективности научной деятельности сети и налаживания долговременной интеграции при условии, что включенные в смету расходы на СД больше гранта на интеграцию.

Таком образом, разработка передовых нанотехнологий открывает широкие социально-экономические перспективы как для страны-разработчика, так и для мира в целом, что привело к значительному росту инвестиций в исследования и разработки в нанотехнологической сфере. Ни одна другая область технологий не привлекла столь мас- штабного и быстро растущего инвестирования, как нанотехнологии. Причем инвестиционный бум характерен не только для государственного, но и частного сектора экономики. Отдача этих инвестиций оценивается в сумму примерно от 150 млрд долл. в 2011 г. до 2.6 трлн. долл. в 2014 г.

Литература

  1. Марк Ратнер, Даниэль Ратнер Нанотехнология: простое объяснение очередной гениальной идеи = Nanotechnology: A Gentle Introduction to the Next Big Idea. — М.: «Вильямс», 2006. — С. 240. — ISBN 0-13-101400-5
  2. Малинецкий Г. Г. Нанотехнологии. От алхимии к химии и дальше// Интеграл. 2007, №5, с.4-5.
  3. К. Жоаким, Л. Плевер. Нанонауки. Невидимая революция. — М.: КоЛибри, 2010