Каталог статей

К.э.н. Фоломкина И.С.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Донецк

Ключевые компетенции предприятий в области управления реализацией их стратегий

Основным стратегическим ресурсом любого предприятия является его персонал, который владеет определенными компетенциями. Именно компетенции персонала в области разработки и реализации стратегий предприятия в значительной степени определяют эффективность его будущей деятельности и способствуют достижению долгосрочных конкурентных преимуществ на рынке в перспективе.

Подход с позиции компетенций выдвигает на первый план поведенческий аспект разработки и реализации стратегий – не столько „что?”, сколько „как?”, – навыки, таланты, способности и знания, которыми владеет предприятие в цепочке создания стоимости [1]. Наряду с компетенциями в области создания ценности и развития человеческого потенциала важными для предприятия являются также его компетенции в области реализации стратегий [2].

Под управлением реализацией стратегий предприятия имеется в виду процесс разработки и осуществления комплекса мероприятий по реализации его стратегий и внесения соответствующих стратегических изменений в стратегический потенциал для обеспечения желаемой позиции предприятия на рынке. Ключевые компетенции предприятия относительно управления реализацией его стратегий выступают информационной основной для принятия решений относительно оптимизации бизнесов-процессов ради достижения долгосрочных конкурентных преимуществ на рынке.

При определении ключевых компетенций целесообразно использовать предложенную В.С. Ефремовым и И.А. Ханыковым методику многофакторного сравнительного анализа [3], адаптированную к проблематике исследования, которая включает следующие этапы: формирование множеств факторов для оценки по четырем векторам (реализация стратегий, ресурсы, способности, компетенции); установление отношений и формирование матриц, отражающих степень задействования отдельных ресурсов в процессе реализации стратегий, степень задействования ресурсов в развитии определенных способностей, степень зависимости способностей от компетенций; определение степени влияния способностей на процесс реализации стратегий предприятия; определение степени участия компетенций в процессе реализации стратегий; ранжирование компетенций по степени их участия в реализации стратегий и выделение ключевых компетенций.

Таким образом, данная методика позволяет оценить степень взаимного влияния реализации стратегий предприятия и его стратегического потенциала, включающего ресурсы, способности и компетенции.

Среди ресурсов стратегического потенциала предлагается рассматривать организационную структуру и культуру предприятия, финансы, материально-техническую базу, информацию, инновации, а также персонал – исполнители стратегий и стратеги-лидеры; а среди способностей к их эффективному использованию – стратегический ситуационный анализ, стратегическое планирование, трансформацию ресурсов, адаптацию к изменениям, развитие сильных и преодоление слабых сторон, управление персоналом, обучение и саморазвитие.

Компетенции предприятия относительно управления реализацией его стратегий представляют собой совокупность определенных навыков и умений. Основными компетенциями относительно управления реализацией стратегий предприятия являются: стратегическое мышление, знание рынка и тенденций изменений стратегического климата, знание сильных и слабых сторон стратегического потенциала, умение организовывать, умение координировать и регулировать, умение работать с людьми, умение преодолевать сопротивление, общие знания теории стратегического менеджмента, специфические знания и опыт работников в области реализации стратегий, адекватное восприятие действительности.

Если компетенции относительно управления реализацией стратегий одинаковы или подобны для всех предприятий, функционирующих в одной отрасли, то ключевые компетенции отличают их друг от друга.

Ключевые компетенции предприятия относительно управления реализацией стратегий – это совокупность специфических знаний, навыков, умений в области реализации стратегий, которыми владеет персонал предприятия и которые отличают его от аналогичных предприятий и определяют долгосрочные конкурентные преимущества на рынке и пути их достижения. Без наличия ключевых компетенций невозможна бесперебойная реализация стратегий предприятия.

Анализ ключевых компетенций предприятий позволил выявить существующую зависимость между стратегической позицией предприятия на рынке, которая определяется силой его стратегического потенциала и условиями стратегического климата, и его компетенциями относительно управления реализацией стратегий предприятия.

Для предприятий кластера А, занимающих сильную стратегическую позицию и ориентирующихся на рост деятельности, первыми по рангам идут стратегическое мышление, знание сильных и слабых сторон стратегического потенциала, знание рынка и тенденций изменения стратегического климата, умение координировать, регулировать и организовывать. Это современные предприятия со стратегической маркетинговой ориентацией, руководство которых сознает необходимость осуществления стратегического анализа для принятия обоснованных управленческих решений, и имеет соответствующие знания и умения для реализации стратегий.

Предприятия кластера В уже давно функционируют на рынке потребительских товаров, хорошо известны определенному кругу покупателей, основной стратегический ориентир – стабилизация деятельности. Их стратегическую позицию можно охарактеризовать как среднюю, в связи с чем их ключевыми компетенциями являются: умение организовывать, умение координировать и регулировать, специфические знания и опыт работников, умение работать с людьми и адекватное восприятие действительности.

Предприятия кластера С также довольно давно работают на рынке и стремятся к стабилизации деятельности, однако занимают более слабую стратегическую позицию, поэтому среди их ключевых компетенций относительно реализации стратегий, следует отметить знание своих сильных и слабых сторон, за ними следуют умение организовывать, координировать и регулировать, завершает иерархию умение преодолевать сопротивление.

Анализ ключевых компетенций относительно реализации стратегий условно слабых предприятий кластера D позволил проранжировать их следующим образом: общие знания руководителей и специалистов предприятия, адекватное восприятие действительности, умение работать с людьми и знание своих сильных и слабых сторон.

Таким образом, если среди ключевых компетенций относительно управления реализацией стратегий предприятий кластера А на первое место выходят специфические стратегические компетенции, то для предприятий кластеров В, С и D ключевыми являются более общие и традиционные знания и умения руководителей относительно ежедневного управления бизнесами-процессами.

Литература:

  1. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / Жан-Жак Ламбен; пер. с англ. под ред. В. Б. Колчанова. – Спб. : Питер, 2007. – С. 451.
  2. Каплан Р.С. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон; пер. с англ. – М. : ЗАО „Олимп-бизнес”, 2005. – 512 с.
  3. Ефремов В.С. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа [Электронный ресурс] / В.С. Ефремов, И.А. Ханыков // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. - № 2. – Режим доступа: <">[сылка более недоступна}