Каталог статей |
К.э.н. Мохначев С.А
Пути повышения экономической устойчивости негосударственного вузаВ условиях выбранного руководством страны курса на поддержку инноваций безопасность России и успех экономических преобразований будет определяться не только созданием благоприятных правовых условий для развития субъектов инновационной деятельности [1], а также и наличием качественно новой рабочей силы. Возрастает роль вузов в формировании новых знаний. Бабанова Ю.В. справедливо отмечает, что в условиях, когда страны начинают конкурировать на ниве знаний, «афоризм «знание — сила» приобретает иное звучание. Это теперь не просто лозунг, а обоснованное утверждение. Во время вьетнамской войны лишь 15% американских солдат имели образование на уровне колледжа. Во время операции «Буря в пустыне» доля американского военного контингента, имеющего высшее образование, составляла уже 99,3%. Кроме того, подсчитано, что из всех ученых, когда-либо живших на Земле, около 90% — наши современники. Очевидно, что знания становятся реальной силой и получают наибольшее развитие среди конкурентных факторов» [2]. В рамках решения задачи развития человеческого капитала необходимо обратить пристальное внимание на взаимодействие вузов и армии, выделяя два основных аспекта. Первый аспект - организация подготовки офицеров запаса в гражданских вузах для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, военных формирований и органов, обеспечение эффективности военного обучения студентов [3]. Второй аспект – ведение вузами обучения военнослужащих в армейских структурах. Анализ публикаций по этой проблематике позволил сделать вывод, что за всё время осуществляемых в последние годы реформ имеются лишь единичные примеры такого взаимодействия. Так, деятельность факультета дистанционного обучения негосударственного вуза расширила его влияние на общество через активизацию образовательной деятельности в решении ряда острых социальных проблем не только подготовки инвалидов, безработных, лиц, находящихся в заключении, но и обучения молодых людей, проходящих службу в армии [4]. На основе обобщения опыта армий стран НАТО, успешно сочетающих военное и гражданское образование военнослужащих непосредственно в процессе контрактной службы, рядом именитых авторов обоснован вывод о том, что реформирование российской высшей школы в рамках Болонских договоренностей России и стран Центральной Европы в области европейских стандартов о высшем образовании реально сочетается с решением вопроса введения высшего гражданского образования по дистанционной технологии обучения для военнослужащих контрактной службы Вооруженных Сил России [5]. Актуальность решения проблемы тесного взаимодействия структур Вооруженных Сил России и вузов подчеркивается и тем фактом, что современная отечественная система высшего образования осуществляет переход на федеральные государственные образовательные стандарты, обеспечивающие дальнейшее развитие уровневого высшего профессионального образования с учётом требований рынка труда. Разработчики стандартов декларировалось, что важным и неотъемлемым условием разработки стандартов должно стать проведение необходимых консультаций с заинтересованными сторонами, что в свою очередь послужит развитию многообразных форм, методов и способов социального партнерства в отечественной высшей школе. Однако, на наш взгляд, мнения представителей структур Вооруженных Сил России при разработке ФГОС ВПО нового поколения попросту остались без внимания. Необходимо отметить, что в условиях плановой экономики школа, вуз и армия были важнейшими институтами социализации, в рамках которых проходило формирование мировоззрения миллионов молодых людей того времени. Смена общественно-политического строя негативно повлияла на демографические показатели нашей страны. Низкая рождаемость тех лет привела к тому, что в настоящее время число выпускников школ, учреждений начального и среднего профессионального образования ежегодно продолжает снижаться. Не случайно осень этого года отмечена ростом призыва на военную службу студентов как государственных, так и негосударственных вузов, проходивших в них подготовку по неаккредитованным образовательным программам высшего профессионального образования. Рассматривая с точки зрения кибернетики институт Вооруженных Сил России как социосистему, надо отметить, что вход в эту систему представлен молодыми людьми, имеющими различный уровень образования. Процессы преобразования в структурах Вооруженных Сил России направлены на формирование у военнослужащих широкого спектра компетенций. На выходе из этой системы военнослужащие, завершившие срочную или контрактную службу, имеют соответствующие документы о профессиональной подготовке. Кадровые военные обосновывают экспертное суждение о том, что военнослужащим, призванным после двух-трехлетнего обучения в вузе и назначенным на различные армейские должности, могут быть оформлены дневники о прохождении практики. Эти лица, возвратившись для продолжения образования в вуз, могут большее количество времени уделять для теоретической подготовки и подготовке выпускных квалификационных работ. На первый взгляд несложная по технологии осуществления идея прохождения практики студентов вузов в армейских структурах требует внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Во-первых, для того, чтобы Вооруженные Силы России становились национальной базовой кузницей интеллекта, необходимо, учитывая зарубежный опыт, пункт 3 статьи 19 «Право на образование и права в области культуры» этого закона дополнить словами: «, за исключением обучения в них по дистанционной форме». Кроме этого, в целях осуществления права свободы выбора военнослужащими получения высшего образования в государственных вузах, либо в негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, абзац второй в пункте 2 той же статьи 19 всё того же закона предлагается изложить в следующей редакции: «Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, имеют право в " title="Постановление Правительства РФ от 07.02.2006 N 78 (ред. от 03.09.2007) "О порядке обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего п">порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, а также на подготовительных отделениях (курсах) образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, за счёт средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. При этом они пользуются правом внеконкурсного поступления в федеральные государственные образовательные учреждения при условии успешного прохождения вступительных испытаний.». Для обеспечения современной организации в гражданских вузах подготовки офицеров запаса для армии и флота, а также осуществления вузами обучения военнослужащих в Вооруженных Силах России, необходимо решение ряда проблем. И важнейшей среди них является формирование современной правовой базы взаимодействия гражданских вузов и Вооруженных Сил России. Главное здесь – переработка и уточнение положений нормативно-правовых документов и актов, регулировавших до последнего времени различные аспекты такого взаимодействия, и разработка новых, отвечающих современным реальностям. Реализация предлагаемых изменений в законодательных актах позволит молодым людям, прошедшим службу в Вооруженных Силах России, расширить возможности выбора ими вуза, что будет способствовать притоку обучающихся в негосударственные вузы и повысит их экономическую устойчивость. Литература:
|