Каталог статей |
Подобная В., Рудзинская
А.
Особенности развития PR в УкраинеУправление своим информационным полем становится необходимостью для любой организации, функционирующей в обществе, достигшем информационной ступени цивилизации. Сегодня необходимо управлять тем, что люди думают и чувствуют, формировать общественное мнение и настроение. PR нередко рассматривают как относительно новое направление маркетинга — как составляющую маркетинговых коммуникаций. Несомненно, компетентность в сфере PR необходима предприятиям для повышения маркетинговой деятельности — продавцам, дистрибьюторам, дилерам, торговым агентам, маркетинг-менеджерам и директорам компаний по маркетингу, консультантам. Целенаправленная работа в сфере PR — одно из растущих направлений маркетинговых программ ведущих компаний. Дальнейшее развитие рыночной экономики в Украине делает необходимыми знания, умения и навыки PR всем тем, кто стремится успешно позиционировать себя на конкурентном рынке товаров, услуг и идей. Общие представления о «паблик рилейшнз», сформировались в Украине около 7-10 лет назад, когда на отечественном рынке появились иностранные компании и представительства известных брендов. Западные специалисты, концентрирующие усилия на захвате рынков и укреплении своих позиций на новых территориях, традиционно уделяли внимание продвижению информации о своей торговой марке. Они ввели нормативные стандарты на качество обслуживания и оценку PR-деятельности. В это время формируется более глубокое понимание связей с общественностью, соответствующее новым рыночным условиям. Также PR уделяют внимание как науке в общественных институтах. А профессиональным бастионом для формирования практики PR в этот период стали сетевые рекламные и PR-агентства, пытавшиеся привнести на отечественную нишу первичное понимание и практическое применение технологий управления общественным мнением.[1,c.28] Практика PR в Украине заметно отличается от западной, что объясняется спецификой рыночной ситуацией в стране. Однако подавляющее большинство клиентов PR -агентств — крупные зарубежные компании. Это объясняется тем обстоятельством, что многие из них уже приобрели печальный опыт проведения в Украине PR-акций по рекомендациям иностранных специалистов, которые пытаются применить в странах СНГ технологии, единые для всех цивилизованных стран Запада. Поскольку слишком часто эти технологии по непонятным для них причинам не приводят к желаемым результатам, зарубежные компании всё чаще прибегают к услугам чисто украинских фирм, хорошо ориентирующихся в местных условиях.[3,c.113] Таким образом, к издержкам становления PR в Украине можно отнести ряд заблуждений, которые по сей день сопутствуют работе PR-консультантов. Во-первых, часть украинского бизнеса не пришла к пониманию сути PR и в лучшем случае приравнивается к размещению в СМИ текстовой рекламы. Во-вторых, специфика украинского бизнеса,которая определяемая прежде всего национальным менталитетом такова, что отечественные компании начинают осознавать необходимость налаживания связей с общественностью только тогда, когда они оказываются в кризисной ситуации. В-третьих, на рынке действуют фирмы, предлагающие услуги PR, но не способные обеспечить их реализацию на профессиональном уровне, что снижает доверие и интерес к возможностям PR у украинского бизнеса. В четвертых нет единой законодательной базы. Основным законодательным актом, который регламентирует деятельность в области PR является: закон Украины „Об информаци”. Регламентируются также отдельные направления PR-деятельности|. В частности спонсорство, благотворительность определенны законом Украины „О благотворительности и благотворительных организациях”; опосредствованная регуляция сотрудничества со средствами массовой информации (СМИ) осуществляется через законы Украины: „О телевидении и радиовещании”, „О радиочастотном ресурсе Украины”, „О государственной поддержке СМИ и социальной защите журналистов”, „О печатных средствах массовой информации в Украине”; непрямые коммуникационные процессы частично регламентируются законом Украины „О связи”. Другими документами, которые формируют законодательную базу относительно регламентирования данной области является: Законы Украины „О научно-технической информации”, „Об информационных агентствах”, „О защите информации в автоматизированных системах”, „О национальной программе информатизации”.[2] Следовательно, для содействия развитию PR необходимо разработать сугубо отечественные методики PR, в которых зарубежные технологии применялись бы в качестве основы и ориентира, но большее внимание уделялось бы изучению сложившихся в стране реалий и способов эффективной профессиональной деятельности в них. Также в данное время в Украине сложилась такая ситуация, что использование PR более популярно в политической сфере, чем в коммерческой. Службы по связям с общественностью в государственных органах стали образовываться совсем недавно, но за довольно короткий срок сложились команды разносторонне образованных, компетентных специалистов.[1,c.65] В целом на отечественном рынке наметились тенденции развития PR. Раньше многие агентства, для того чтобы выжить, были вынуждены заниматься побочной деятельностью либо сливаться с рекламными компаниями, а сейчас наблюдается тенденция к появлению компаний предлагающих только PR-услуги. Очевидно, что по мере развития украинского рынка, приобретения им более цивилизованных черт многие проблемы, с которыми сталкиваются отечественные компании по связям с общественностью, уйдут в прошлое, а рынок PR начнёт функционировать по принятым в мире законам. Список использованной литературы:
|