Волчков К.С.
Донецкий национальный технический
университет, Украина
Основные направления маркетинговой деятельности банков Украины в свете насыщения рынка финансовыми учреждениями с иностранным капиталом
Банковская система Украины – это сложная
система, которая представлена не только отечественными банками, но и
иностранными банками и филиалами.
Целью работы
является разработка целей для отечественных банковских учреждений, достижение
которых позволит успешно конкурировать с банками, использующими иностранный
капитал и составить конкуренцию финансовым учреждениям на международной арене.
Основными
причинами наводнения рынка банковских услуг Украины банками с иностранным
капиталом являются:
-
Привлечение денежных средств за счет проникновения на рынок с низким уровнем
конкуренции;
- Поддержка
собственных клиентов за рубежом.
Согласно
данным на 11.03.2010 рейтингового агентства «Эксперт-Рейтинг» в первую десятку
наиболее надежных банков входят: Калион Банк Украина", "Ситибанк
(Украина)", "ИНГ Банк Украина", "УкрСиббанк",
"Уникредит Банк", "Альфа-Банк", "Укрсоцбанк",
"ВТБ Банк", "VAB Банк", "Дочерний Банк Сбербанка
России".
При этом,
два самых крупных государственных банка - "Ощадбанк" и
"Укрэксимбанк"" заняли в рейтинге 11 и 13 места соответственно.
Рассмотрим
эту ситуацию с двух сторон. Появление в Украине банков с иностранным капиталом
несет как положительные так и отрицательные последствия.
К
положительным последствиям можно отнести:
-
Увеличение количества инвестиций в банковскую систему Украины;
- Повышение
уровня конкуренции (выгодно, как клиентам банков, так и самим банкам, поскольку
будет способствовать, во-первых, введению более выгодных условий банковских
операций, повышению качества обслуживания клиентов, во-вторых, внедрению более
продвинутого в технологическом плане оборудования).
К
отрицательным последствиям относятся:
- Захват
наиболее привлекательных сегментов рынка банками с иностранным капиталом за
счет использования более современных технологий;
-
Непропорциональным развитием рынка банковских услуг (например, недостаточное
развитие рынка банковских услуг для физических лиц);
-
Переманивание части клиентуры отечественных банков.
Из этого
следует, что для отечественных банков необходимым является задание курса на
привлечение в ряды своих клиентов физических лиц, повышения или хотя бы
сохранения своих позиций на внутреннем и внешнем рынках. Для этого
отечественным банкам необходима реализация системы банковского маркетинга.
Основными направлениями деятельности службы маркетинга должны быть следующие:
- Развитие
карточного обслуживания (поддержка не только клиентов, снимающих деньги с
обычных счетов, но и создание условий для формирования карт по медицинскому
обслуживанию, страхованию, оплат коммунальных услуг, услуг мобильной связи,
интернета, цифрового телевидения, охранных служб);
- Увеличения количества банкоматов и создание
возможности беспроцентного снятия валюты со счета, используя банкомат,
принадлежащий другому финансовому учреждению;
- Разработка эффективной организационной
структуры банка (а именно, создание отделов маркетинга, ориентированных на
создание и поддержку базы данных с информацией о клиентах и поддерживающей
контакт с клиентами через телефон, мобильную связь (например, смс) и интернет
(например, электронную почту));
- Упрощение
текущей системы интернет-банкинга и адаптация ее для людей старшего возраста
(например, использование режимов с увеличенным шрифтом);
- Увеличение количества филиалов и расширение
рабочего графика (увеличить продолжительность рабочего дня и внедрить
семидневную рабочую неделю).
Достижение
поставленных целей позволит отечественным банкам, во-первых, составить
достойную конкуренцию банкам с иностранным капиталом, во-вторых, повысить
степень доверия к себе, в-третьих, привлечь большее количество клиентов
благодаря внедрению новых программ, в-четвертых, позволит отечественным банкам
выходить на внешний рынок и успешно конкурировать на чужой территории.
Литература:
- Материалы
РА «Эксперт-Рейтинг», ">[сылка более недоступна}
- «Банки с
иностранным капиталом в Украине занимают весь Топ-10 рейтинга надежности, –
«Эксперт-Рейтинг, РБК-Украина, 09.03.2010, Киев;
- «40%
украинских банков нужно будет увеличить капитал», Банковские новости Украины,
04.11. 2010, [сылка более недоступна}
|