Каталог статей |
Козлюк В. О., Шипило Е. И.
Место и роль стратегического анализа в системе управления предприятиемСовременные экономические условия, которые характеризуются динамичностью и сложностью конъюнктуры рынка, усилением конкурентной борьбы, быстрыми и непредсказуемыми изменениями законодательства, обусловили развитие стратегического подхода к процессу управления. Стратегический подход к процессу управления дает возможность предприятиям своевременно и адекватно реагировать на смену в среде их функционирования и формировать конкурентные преимущества, что в долгосрочной перспективе обеспечат рост стоимости хозяйственной единицы и достижения стратегической цели. Проблемой является то, что этот вопрос является не до конца исследованным и освещенным. Исследованием роли стратегического управления предприятием занимались такие ученые, как: Головко Т.В., Сагова С.В., Парасий-Вергуненко И.М., Редченко К.И., Томпсон А., Чандлер А. и другие. Стратегическое управление - это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.. Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации. Неотъемлемой очень важной составной частью стратегического управления является стратегический анализ. Стратегический анализ – это способ исследования и превращения базы данных, полученных в результате анализа среды, на стратегию предприятия. Эффективное стратегическое управление без стратегического анализа невозможно. Объяснением такого категорического утверждения является тот факт, что стратегическое управление нуждается в знаниях о стратегической позиции предприятия на рынке и особенностях реализации стратегии. Это связано с тем, что изменения обстоятельств и их комбинации как внутри предприятия, так и вне его нуждаются в соответствующих коррекциях стратегии. Стратегический анализ помогает избрать направление, в котором предприятие будет развиваться. Без стратегии у предприятия нет обоснованного плана деятельности и единственной программы достижения желаемых результатов. Стратегический анализ является начальным этапом разработки стратегии деятельности предприятия, которая основывается на исследовании и оценке внутренней и внешней среды, в которой находится предприятие, и дает возможность обнаружить:
Именно стратегический анализ может помочь предприятию реализовать его стратегическое виденье. Стратегия предприятия состоит из таких взаимоувязываемых заданий:
Стратегический анализ макросреды дает возможность менеджеру определить сферу деятельности предприятия, а также виды продукции (услуги), которые оно будет реализовывать своим клиентам, то есть сформулировать первое стратегическое задание. Стратегический анализ является инструментом решения задания, которое дает возможность руководству предприятия сформулировать стратегию для достижения намеченной цели. Таким образом, место и роль стратегического анализа в системе управления предприятием определяется его преимуществами, которые дают возможность:
Все перечисленные позиции дают возможность предприятию в условиях рыночной экономики и нестабильной внешней среды повысить свои преимущества и возможности, а также усилить конкурентные позиции на рынке. |