Каталог статей |
Васильев Ю.В., к.э.н., доцент Попова И.В.
Проблемы независимости Национального банка УкраиныОсновной задачей Национального банка Украины является поддержание стабильности национальной денежной единицы и контроль инфляционных процессов. Для успешной деятельности НБУ необходима определенная его независимость от других органов государственной власти и от политического цикла, связанного с выборами. Но эта независимость должна иметь определенные границы, иначе деятельность НБУ может стать неуправляемой и малоэффективной. Актуальность данной статьи заключается в том, что проблема независимости НБУ еще недостаточно изучена и представляет интерес для современной науки. Целью статьи является рассмотрение проблем, возникающих при предоставлении чрезмерной независимости Национальному банку Украины. Национальный банк Украины (НБУ) - государство в государстве. По возможностям влияния в Украине НБУ мало чем уступает Кабинету Министров или Верховной Раде. Национальный банк контролирует все денежные потоки государства. [1] Независимость центрального банка – отсутствие политического давления и влияния исполнительной власти на его деятельность. Практически ни в одной стране мира центральный банк не обладает таким уровнем независимости, бесконтрольности и свободы, как Национальный банк Украины. В Украине существует 3 вида власти: судебная, законодательная и исполнительная. И каждая из этих ветвей власти влияет и держит в узде 2 другие вида власти. И только НБУ является полностью независимым от всестороннего влияния. В независимости НБУ есть свои плюсы:
Если внимательно прочесть Закон Украины «О банках и банковской деятельности», а также и Закон Украины «О Национальном банке Украины», то можно обнаружить, что, в сущности, никто и никак текущую деятельность главы НБУ и его подчиненных не контролирует. Экономические нормативы, имеющие совершенно обязательный для всех субъектов Украины характер, НБУ устанавливает по своему усмотрению, сам же контролирует исполнение таких нормативов, сам же выдаёт и отзывает лицензии на работу с иностранной валютой и монетарными металлами, лицензии на банковскую и финансово-кредитную деятельность, держит исключительно на своём балансе весь валютный резерв Украины. И при всём при этом он не обязан даже согласовывать свои действия, в том числе и действия нормативного характера, практически ни с кем. Максимум на что в состоянии влиять исполнительная, — но только и исключительно исполнительная власть! — так это на регистрацию бумаг, исходящих из НБУ в Министерстве юстиции Украины. Действующую редакцию Закона «О Национальном банке Украины» принимали в период, когда руководство страны после гиперинфляции безоговорочно подчинялось советам и требованиям МВФ и Всемирного банка. Сейчас абсолютная независимость от парламента и правительства, а также полная бесконтрольность и безответственность стали основной причиной крайне опасной финансовой ситуации, которая возникла и развивается в Украине. И в соответствии с требованиями МВФ, прописанными в меморандуме от 30 апреля 2009 года, украинская сторона признала фактически неограниченные возможности для представителей МВФ регулярно и всесторонне вмешиваться в функции и полномочия не только самого НБУ, но и Совета Национального банка. Валютные резервы государства размещаются и находятся полностью вне государственного контроля. Так, по состоянию на июль 2008 года, официально сообщалось о $37,4 млрд. золотовалютных резервов НБУ, а через несколько месяцев их объем упал до уровня $21 млрд. И при этом самое худшее то, что из этой суммы с зарубежных счетов не было снято ни одного доллара, чтобы перевести в Украину для решения острейших финансовых проблем.[3] НБУ может также косвенно влиять на наполнение бюджета денежными средствами, т.к. он имеет право уменьшать или увеличивать нормы резервирования, что приводит либо к выпуску денег в обращение либо к изъятию их из обращения. А это непосредственно влияет на наполняемость бюджета. Также в Украине принят Закон «Про порядок погашення зобов’язань платників податків перед бюджетами та державними цільовими фондами». В соответствии с этим законом банки несут ответственность за неисполнение возложенной на них клиентом-налогоплательщиком обязанности уплатить налоги. Но если это не было сделано вследствие регулятивных действий НБУ, то эта ответственность растворяется в воздухе, никак не перекладываясь ни на кого, в том числе и на НБУ — главного виновника неплатежа в таком случае.[4] Также никто не может решать, насколько верны, правильны и эффективны действия НБУ. Он сам и решает. Одной из проблем также является то, что при напряженных отношениях между ветвями власти НБУ, являясь независимым, может осуществлять действия для определенных выбранных им лиц. О какой в таком случае объективной политике НБУ может идти речь? Таким образом, предоставление чрезмерной независимости НБУ может и обрушивается большим количеством проблем на украинскую экономику. НБУ следует согласовывать свои действия и политику с правительством для осуществления эффективной деятельности и контроля. А для контроля НБУ следует создать отдельную структуру, которая будет осуществлять проверки и контроль деятельности и отчитываться перед правительством. Также необходимо внести изменения в Закон Украины «О Национальном банке Украины» и определить ответственность работников НБУ за халатность или умышленное нанесение вреда при осуществлении своей деятельности.
Литература:
|