Каталог статей |
Кучма И.В.
Формирование конкурентных преимуществ на предприятиях строительной отраслиВ процессе перехода Украины к рыночному типу ведения хозяйства выяснилось, что товары многих национальных предприятий являются неконкурентоспособными. Современное развитие экономики Украины тесно связано с ростом уровня конкурентоспособности отечественных предприятий, что является главным заданием каждого предприятия. Это обеспечивает ему укрепление собственных позиций среди конкурентов. Учитывая роль строительной отрасли в развитии национальной экономики возникает необходимость оценки проблем, связанных с формированием конкурентных преимуществ отечественных строительных предприятий, разработки методических подходов к управлению их конкурентоспособностью. Поэтому целью статьи является анализ факторов, которые обеспечивают формирование эффективной конкурентоспособности предприятий строительной отрасли, а также разработка рекомендаций по формированию конкурентных преимуществ для укрепления позиций предприятий на рынке. Проблемой повышения конкурентоспособности национальных предприятий в разных отраслях экономики занимаются сегодня М.О.Жуковський, О.О. Рудич, Г.В. Михайлик, Г.О. Зимовец, М.Г. Пивоваров и О.М. Шаповалов, Ю.М. Родионова и др. Кроме того, в научной литературе уделяется внимание темам оценки конкурентоспособности предприятий, выявлению факторов и составляющих конкурентоспособности предприятий, определению конкурентных преимуществ, путям их формирования. Конкурентоспособность как социально-экономическая категория – это способность, умение достигать законным путем наивысших экономических и социальных преимуществ. В Законе Украины «О защите экономической конкуренции» №2210-III от 11.01.01г. конкуренция определена как «соревнование между субъектами хозяйствования с целью получения прибыли благодаря собственным преимуществам над другими субъектами хозяйствования» [1]. Таким образом, понятие конкурентного преимущества, введенное еще М.Портером, остается актуальным и рассматривается в тесной взаимосвязи с понятием конкурентоспособности товара, предприятия, отрасли, страны. Существует множество определений конкурентного преимущества [2]. Но все они сводятся к одной характеристике: конкурентное преимущество – это особенность, выгода, благо. Благодаря этим особенностям потребители выбирают данный товар, а предприятие получает преобладание над конкурентами. Достижение конкурентных преимуществ является главной целью предприятия в процессе повышения его конкурентоспособности. Обычно выделяют два основных типа конкурентных преимуществ в экономической сфере: ресурсный (наличие природных ресурсов, рабочая сила, степень их эффективного использования) и технологический (ресурс знаний, технологический ресурс, инвестиционный ресурс) [3]. Современный ученые к этим традиционным типам добавляют новые: маркетинговый (каналы сбыта, послепродажное обслуживание, способность продукции удовлетворять потребности покупателей, эстетичность); управленческий (уровень кадрового потенциала и управленческих структур, имидж фирмы); правовой (налоговое давление, государственные программы); финансовое состояние (деловая активность, обеспеченность запасов и затрат собственными средствами, степень автономии предприятия, изменения в структуре активов и источников их формирования, размер прибыли, уровень платежеспособности предприятия и др.). Но все исследователи однозначно определяют цену и качество продукции как основополагающие конкурентные преимущества [4]. Формирование конкурентных преимуществ отечественных предприятий строительной отрасли можно осуществить с помощью:
В результате проведенного исследования была установлена тесная взаимозависимость между понятиями конкурентоспособности предприятия и его конкурентными преимуществами. В работе были проанализированы сущность и основные типы конкурентных преимуществ, сформированы конкретные конкурентные преимущества предприятий строительной отрасли. Практическая значимость состоит в том, что данные разработки можно применить в реальной деятельности отечественных строительных предприятий. Литература:
|