Инновационный менеджмент (Кушнир И.В.)

Инноватика как область знаний

Инноватика – экономическая наука, изучающая закономерности инновационных изменений в макро- и микроэкономических системах. Инноватика – наука, которая занимается изучением инновационных процессов, сущности нововведений, особенностей инновационного развития.

Предметом изучения инноватики являются: новации (новшества), инновации (нововведения), инновационные процессы. Содержание инноватики:

  1. закономерности инновационного развития;
  2. деловые циклы и технологические уклады;
  3. понятие новации, инновации, их основные свойства;
  4. жизненный цикл инноваций;
  5. классификация инноваций;
  6. характеристика инновационных процессов, этапы осуществления;
  7. факторы, определяющие результативность инновационных процессов;
  8. методы инновационного менеджмента;
  9. виды эффектов в инновационной сфере.

Методами исследования инноватики являются:

  1. методы анализа;
  2. методы прогнозирования;
  3. методы моделирования;
  4. методы планирования.

Инноватика оперирует следующими понятиями. Новация (новшество) – разработка, осуществленная на базе новой идеи (нового научного открытия). Инновация (нововведение) – результат практического освоения новшества (внедренная новация). Изобретение – новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи. Научное открытие – выявление ранее неизвестного закона природы или получение ранее неизвестных данных. Инновационный процесс – последовательность этапов создания и использования нововведения. Инновационная деятельность – комплекс работ, включающих поиск и отбор инновационных идей, разработку на их основе новшеств, внедрение и тиражирование инноваций. Жизненный цикл инновации – совокупность стадий от разработки нового продукта до его ввода на рынок и устаревания. Жизненный цикл товара – совокупность стадий от ввода новшества на рынок до спада объемов продаж и выводы товара с рынка. Жизненный цикл технологии – совокупность стадий от зарождения технологических нововведений до их рутинизации, т. е. освоения в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов.

В современной концепции инноватики выделяют инновации-продукты и инновации-процессы. Продуктовые нововведения – инновационные изменения, которые могут быть представлены в материализованном виде (в виде нового объекта). Процессные нововведения – инновационные изменения в последовательности или структуре выполнения определенных действий или операций.

Инноватика как область научных знаний тесно связана с инновационным менеджментом. Понятие «инновационный менеджмент» характеризуют три аспекта:

  1. область экономической науки по управлению инновациями;
  2. управленческая деятельность по регулированию инновационных процессов;
  3. аппарат управления инновациями.


Евграфова И.Ю. Инновационный менеджмент | Кушнир И.В. Инновационный менеджмент