История экономических учений (Татарников Е.А.)

Древний Египет и Вавилония

На территории древней Азии образовались крупные очаги цивилизации, значительного развития достигло рабовладение, возникли первые рабовладельческие государства. Многочисленные исторические памятники позволяют судить о зарождении и развитии экономических идей.

На примере Древнего Египта человечество располагает самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Наиболее важными принято считать «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикару» (ХХИ в. до н. э.) и «Речение Ипусера» (начало ХVIII в. до н. э.). В первом памятнике отражены экономические функции государства, «правила» государственного управления, методы управления хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства. В «Речении Ипусера» описаны социальный переворот («простолюдины страны стали богатыми»), разрушение централизованной системы управления и последствия этого. Главная идея этого речения – недопущение бесконтрольного роста ссудных операций, долгового рабства и ростовщичества во избежание обогащения простолюдинов и начала в стране гражданской войны.

Впервые в мировой истории автор доказывает, что социальное неравенство вполне естественно, так как люди неравны от природы. Произнося свою речь якобы перед царем Египта, он возмущался тем, что в результате переворота рабы стали «владеть устами», бедняки получили имущество богатых и последним пришлось работать.

В Вавилонии – древневосточном государстве, расположенном в междуречье Тигра и Евфрата, наибольшую известность имеют два сборника:

1) законы царя Эшнунны (XX в. до н. э.), в которых толковались хозяйственные вопросы;

2) законы царя первой вавилонской династии Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), или кодекс законов, который действовал в этой стране в XVIII в. до н. э. В соответствии с ним во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и угрозы суверенитету страны (из-за ослабления государственных структур и армии от сократившихся поступлений налогов в казну) вводились чрезвычайно жесткие правовые нормы. Наиболее интересными для характеристики экономической мысли Вавилонии являются статьи, в которых отражены защита собственности граждан, правила аренды, найма и ростовщичества, чтобы «сильный не притеснял слабого», предусмотрены различные формы государственного регулирования и контроля экономической деятельности населения.

Некоторые примеры законодательных установок в кодексе Хаммурапи:

  1. посягнувший на чужую частную собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью;
  2. за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своей земли;
  3. срокдолгового рабства (жены, сына, дочери, отца) не должен превышать 3 лет, а сам долг отменяется по отбывании срока наказания;
  4. предел денежной ссуды не может превышать 20 %, натуральной – 33 % от ее первоначальной суммы. Торговля трактуется как нормальное явление. Ее регулированию посвящалось много статей, разрешаются наем ремесленников, работорговля.


Кушнир И.В. История экономических учений | Костакова Т.А. История экономических учений | Роньшина Н.И. История экономических учений | Татарников Е.А. История экономических учений