| Виды цен и их классификацияЦены классифицируются в зависимости от нескольких факторов:
 вида рынка:цены товарных аукционов; биржевые котировки; цены торгов;
времени:постоянная цена; сезонная; ступенчатая;
объема продаж:оптовые цены (в т. ч. биржевые); розничные цены;
государственного воздействия, регулирования:свободные цены (цена спроса, цена предложения); регулируемые цены (предельные, фиксированные цены);
способа фиксации:фиксированные (твердые); подвижные (зафиксированные на момент подписания контракта с возможностью пересмотра с учетом изменений на рынке); скользящие (в зависимости от изменений издержек производства);
информации об уровне цены:публикуемые – справочные и прейскурантные; расчетные и проч.
 Выделяют следующие виды цен:
 
фиксированные – цены, установленные государством;
свободные цены – складывающиеся на свободном рынке под влиянием спроса и предложения;
стандартные цены – ориентированы на достаточно устойчивые вкусы потребителей;
единые цены – охватывают потребителей какой-либо определенной производственно-сбытовой системы;
базисные цены – используемые для определения сорта или качества товара. Базисная цена служит исходной для определения цены фактически поставляемого товара, когда его свойства отличаются от оговоренных в контракте;
цены купли-продажи (или фактурные) – определяются условиями поставки, оговоренной в контракте;
мировые цены – цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли;
номинальные цены – публикуемые в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках;
рыночные цены – продажные цены, определяемые условиями рынка;
цены спроса – складываются на рынке покупателя;
твердые цены – устанавливаемые в договоре купли-продажи и не подлежащие изменению;
лимитные цены – предельно допустимые цены;
оптовые цены – цены на продукцию при продаже ее крупными партиями предприятиям, фирмам, сбытовым, коммерческим и посредническим организациям, оптовым торговым компаниям;
отпускные цены – включают в себя помимо себестоимости и прибыли снабженческо-сбытовую надбавку;
розничные цены – цены, по которым товары и услуги реализуются населению и другим потребителям.
 Кроме того, выделяют:
 
цены на строительную продукцию;
закупочные цены на сельскохозяйственные товары;
тарифы грузового и пассажирского транспорта;
тарифы на коммунальные услуги населению;
экспортные и импортные цены.
 
 Кушнир И.В. Ценообразование | Якорева А.С. Ценообразование
 |