Ценообразование (Кушнир И.В.)

Классификация цен

Продукцию строительства оценивают по следующим видам:

  1. сметная стоимость – это максимальный размер расходов на строительство каждого отдельного объекта;
  2. прейскурантная цена – это усредненная сметная стоимость единицы продукции строительного объекта;
  3. договорная цена – это цена, которая заранее оговаривается двумя сторонами и фиксируется в соответствующем документе.

Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию – это цены, по которым сельскохозяйственная продукция продается совхозами, колхозами, фермами и населением (продукция личных хозяйств). Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за передвижение груза и пассажиров, взимаемая транспортными компаниями с отправителей грузов и населения. Тарифы на коммунальные услуги населению – плата за услуги, оказываемые бытовыми и коммунальными службами.

Классификация цен в зависимости от территории действия:

  • единые – устанавливаются на такие виды продукции, как газ, энергия, транспорт и т. д.;
  • региональные – регулируются органами местного самоуправления. К региональным ценам относят цены на большинство коммунальных услуг, оказываемых населению.

Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке какой-либо продукции:

  • единая цена с включением расходов по доставке. Этот метод предполагает формирование фирмой единой цены для всех потребителей;
  • зональные цены. Для каждой географической зоны предполагаются различные виды цен;
  • цена в месте производства продукции. По этой цене продукция передается покупателю в том месте, где она была изготовлена;
  • цены, определяемые на основе базисного пункта.

Фактические цены продажи рассчитываются путем прибавления к цене, установленной для ближайшего от заказчика пункта, транспортных расходов по доставке продукции до места назначения.

Классификация цен в зависимости от степени новизны товара:

  • цена «снятия сливок». Устанавливается максимально высокая цена при реализации нового товара;
  • цена «проникновения на рынок». Более низкая цена на продукцию по сравнению с аналогичными ценами конкурентов;
  • «психологическая» цена. Цена не округляется до целого значения, например 999 руб. вместо 1000 – у покупателя создается ощущение более низкой цены и выигрышности покупки;
  • престижная цена – устанавливается на товары высокого качества известной фирмы;
  • «цена следования за лидером». Цена на продукцию устанавливается на уровне главного конкурента;
  • цена с возмещением издержек производства. Организация устанавливает цену на новый вид продукции, основываясь на фактических издержках производства и средней норме прибыли на рынке или в отрасли.


Кушнир И.В. Ценообразование | Якорева А.С. Ценообразование