Административное право как наука
3.1. Система наук и место в ней административного права
Науки разделяют на общественные (гуманитарные): философия, история, социология, культурология, политология, экономическая теория, юриспруденция и др.;
естественные: астрономия, физика, химия, биология, математика и др.; технические: механика, гидравлика, технология металлов и др. Юридические науки, в свою
очередь, делятся: - на
историко-теоретические: история права и государства, история политических и правовых учений, теория права и
государства;
-
отраслевые: конституционное право, административное право, уголовное право, гражданское право, трудовое право, семейное право,
земельное право и др.;
-
прикладные: криминалистика, криминология, судебная бухгалтерия, судебная медицина, юридическая психология и др.;
-
международные: международное публичное право, международное частное право;
-
изучающие зарубежное государство и право: римское право,
конституционное право зарубежных стран, история государства и права зарубежных стран.
3.2. Административное
право: понятие и предмет
Наука «административное право» (административно-правовая доктрина) – составная часть российской правовой науки,
система научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и о предмете его регулирования.
Предмет науки «административное право» – наиболее общие закономерности развития и функционирования государственного управления, состояние и
перспективы развития административно-правового законодательства.
Элементы предмета науки «административное право»: - административное право как
отрасль права (административно-правовое законодательство);
- закономерности возникновения, развития и функционирования государственного
управления;
- система административно-правовых категорий и понятий (категориальный аппарат);
- история развития административного
права;
- правоприменительная практика субъектов административного права;
- зарубежное административное право (сравнительное правоведение);
- прогнозы и
рекомендации по совершенствованию и развитию административного права.
3.3. Метод науки «административное
право»: понятие и виды
Метод науки «административное право» совокупность средств, приемов и способов, посредством которых изучаются
административно-правовое законодательство и предмет его регулирования. Методы науки «административное право» делятся на общенаучные (используемые во всех
науках) и частнонаучные (используемые в конкретной науке).
Общенаучные методы: - диалектика – метод познания явлений действительности в их
взаимосвязи и развитии;
- анализ – расчленение (идеальное или реальное) объекта на составляющие его элементы;
- синтез – метод, обратный анализу,
соединение элементов в единое целое;
- аналогия – правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании
установленного их сходства в других признаках;
- дедукция – метод познания, который ведет от общего к частному; от общего положения к
особенному;
- индукция – метод познания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному и др.
Частнонаучные методы: - системный –
рассмотрение объекта как системы, выявление его связей как внутри, так и во вне системы;
- сравнительного правоведения – изучение системы административного
права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран; соотношение административно-правовых институтов с правовыми институтами других
отраслей российской системы права;
- формально-юридический – метод исследования, при котором административное право изучается в «чистом» виде, в изоляции от
других социально-правовых явлений (экономики, политики, экологии и т. д.);
- юридического эксперимента – апробация административно-правовых новелл в сфере
государственного управления в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и дальнейшего использования в более широких масштабах;
- правовое
прогнозирование – изучение перспектив развития конкретных государственно-управленческих явлений в будущем.
Методика - совокупность приемов, средств,
способов исследования определенного объекта государственного управления. Достижение поставленных познавательных целей во многом предопределяется методикой.
Ошибка в выборе средств ведет к искажению полученных при этом результатов.
3.4. Функции науки
«административное право»
Наука «административное право» выполняет следующие
функции: - познавательную (эвристическую) – состоит в
познании и констатации административно-правовых явлений;
- интерпретационную (объяснительную) – состоит в разъяснении сущности административно-правовых
явлений;
- методологическую – состоит в поиске конкретного инструментария, при помощи которого исследуется административно-правовая
действительность;
- организационно-управленческую – заключается в выработке механизма преобразования административно-правовых институтов и норм, укреплении
законности;
- идеологическую – состоит в разработке обобщенных взглядов на административное право, государственное управление, исполнительную власть и в
конечном итоге на повышение правового сознания граждан и общества;
- прогностическую – состоит в предвидении того, в каком направлении и насколько изменятся
управленческие отношения.
Бахрах Д.Н. Административное право | Звоненко Д.П. Административное право | Костькова О.В. Административное право | Кушнир И.В. Административное право | Макарейко Н.В. Административное право
|