Бошно С.В. Правоведение |
Сущность права
Понятие и признаки праваСледует отметить, что возможны разнообразные подходы к определению права, отражающие своеобразие взглядов, эпох, исследователей. Вопрос о понятии и сущности права не обходил своим вниманием ни один крупный философ древности. Мы рассматриваем некоторые теории понимания права, подходы к сущности права. Право как нормативно-регулятивная система есть совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливает поддерживаемый средствами власти порядок организации, контроля и защиты человеческого поведения. Под правом можно понимать систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения. Праву присущи следующие признаки: всеобщность, нормативность, общеобязательность, государственная гарантированность, определенность содержания, выраженность в законах и иных источниках и некоторые другие. Эти признаки принадлежат так называемому позитивному, положительному праву, которое преимущественно выражено в законодательстве. Это право связано с государством, что и предопределяет большинство его свойств. Рассмотрим основополагающие признаки права. Право представляет собой возведенную в закон волю. Воля - это сознательно обусловленное и психофизическое состояние человека, выраженное в целенаправленном поведении. Воля отражает потребности и интересы человека. Они определяют направленность воли, ее содержание. Воля пронизывает всю деятельность человека, все его целенаправленное поведение во всех сферах жизни, в том числе и в правовой сфере. Процесс возведения воли в закон представляет собой оформление ее определенным образом, издание законодательными органами обязательных нормативных предписаний. Право в этом случае получает государственное освещение или санкционирование. Истории политико-правовой мысли известны разные ответы на вопрос, чья воля получает закрепление в законе: общенародная, определенного господствующего класса, социальной группы и даже одного человека. Анализируя содержание воли и сопоставляя его с идеями справедливости и свободы, можно сделать вывод о сущности права, о его прогрессивном значении. Так, например, социологический подход к праву предполагает, что государство в лице своих законодательных органов «возводит в закон» существующие вне зависимости от государства идеи справедливости и свободы. Праву присущ такой признак как формальная определенность. Она проявляется в четкости, однозначности законодательных предписаний. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями правил законодательной техники. Именно поэтому субъекты права знают границы правомерного поведения, свои права и свободы, обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм. Системность права означает, что нормы права для выполнения своих функций составляют взаимосогласованную, связанную систему. Системность в право вносится законодательством. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно должен согласовывать их с уже существующими. Только системное, непротиворечивое, официально существующее право способно выполнить стоящие перед ним задачи. Эффективность права находится в прямой зависимости от его системности. Динамизм права проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений. Это свойство права наиболее наглядно проявляется в период бурных социально-экономических и политических преобразований. Именно тогда интенсивно меняются и отменяются устаревшие нормативные правовые акты, активно разрабатываются и принимаются новые. Этот признак может входить в некоторое противоречие с требованием стабильности права, но постепенное развитие права не должно обострять указанные два принципа. Право представляет собой равный масштаб свободы по отношению к разным людям. Благодаря данному принципу право может выполнять важные социальные функции, проводить равенство всех людей перед законом и судом. Идея социальной справедливости также опосредуется правом. Важным признаком позитивного права является охрана государством, которое поддерживает право своим авторитетом и принудительной силой. Далеко не все нормы права соблюдаются и исполняются исключительно добровольно, в силу внутреннего убеждения. Часть населения подчиняется требованиям предписаний лишь потому, что опасается применения государством санкций. Государственная охрана правовых норм включает в себя государственное принуждение, различные организационные, технические и воспитательные, превентивные (предупредительные) меры государственных органов по соблюдению и исполнению гражданами юридических норм. Эти меры позволяют стабилизировать правовой порядок в обществе. Праву свойственна всеобщность, нормативность. Право через свою документальную форму способно делать те или иные общие правила обязательными для всех в стране, на данной территории. Признак письменности характеризует право именно как институционное образование, так как этот признак характеризует право как явление, имеющее определенные внешние формы выражения и внутреннюю структуру. Таким образом, право обладает целым рядом признаков, которые позволяют его отделять от иных социальных норм, в частности, моральных и религиозных. Различение публичного и частного права осуществляется по нескольким критериям. Один из них - сфера интересов правовой защиты. Публичное право имеет в виду интересы государства как целого, а частное право - интересы индивида. В качестве критерия может использоваться способ судебной защиты. Публичное право охраняется в порядке уголовного или административного производства по инициативе государственного органа. Частное право - по инициативе лица в порядке гражданского производства. В сфере публичного права государство своими нормами определяет роль каждого субъекта, его права и обязанности по отношению к государству как к целостному образованию. В сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством лиц, действующих самостоятельно. Функции права: понятие, видыФункции права представляют собой направления его воздействия на поведение людей путем нормативного закрепления и охраны предпосылок социально значимой деятельности субъектов. Можно выделить следующие виды функций права. Социальная функция права проявляется в том, что право закрепляет условия свободной деятельности человека в сфере семьи, быта, культуры. Охраняя жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность личности, гарав;тируя ей доступ к достижениям культуры и образованию, право тем самым обеспечивает предпосылки для его нормального и всестороннего развития. Иными словами, здесь право опосредует производство самого человека, продолжение его вида. Экономическая функция права проявляется в правовом закреплении основ свободной деятельности личности, ее материальную и интеллектуальную собственность, гарантирует возможность владения, пользования и распоряжения принадлежащим ей имуществом, обеспечивает свободу предпринимательства, договоров, завещаний и т.п. Посредством экономической функции опосредуется производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, осуществляемые индивидами по своему усмотрению. Политическая функция права проявляется в обеспечении правом участия личности в делах общества, ее возможности объединяться с другими в общественные организации и партии, лично или через выборных лиц влиять на содержание принимаемых государственными органами политических решений, гарантирует разные способы выражения отношения человека к деятельности государства. Право опосредует политическую свободу, отношения людей в сфере борьбы за власть, участие граждан в ее распределении и осуществлении. Воспитательная функция выполняется правом посредством описания в диспозициях правовых норм моделей необходимого или дозволенного поведения людей. Санкция нормы оказывает воспитательное воздействие путем установления мер воздействия на правонарушителей. Право выполняет специально-юридические функции. К ним относятся регулятивная и охранительная функции. Регулятивная функция - это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Регулятивная функция реализуется путем закрепления этих отношений в нормативных правовых актах (регулятивная статическая функция), а также с помощью данной функции право обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и развитие (регулятивная динамическая). Охранительная функция права направлена на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Охранительное воздействие выражается в определении запретов на совершение противоправных деяний, в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний, в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушение. Одни отрасли права содержат нормы преимущественно регулятивного характера, как, например, гражданское, трудовое, земельное право. Другие отрасли выполняют в большей степени охранительную функцию, например, уголовное право. Понятие и классификация принципов праваПод принципами понимают руководящие положения права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение. К общесоциальным относятся такие принципы, как социальной свободы, справедливости, демократизма, гуманизма и другие. Специально-юридическими являются такие принципы, как законность, равенство всех перед законом, правосудие, взаимная ответственность личности и государства и др. Принципы права могут быть классифицированы в зависимости от степени распространенности в системе права, по степени их значимости. Они делятся на общие, межотраслевые и отраслевые принципы. Общими являются принципы, применяемые во всей системе права, закрепленные, как правило, в основном законе страны. К ним относятся принципы социальной свободы, гуманизма, равноправия, законности и другие. Межотраслевые принципы представляют собой руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права. Примером может служить принцип коллегиальности рассмотрения уголовных и гражданских дел, гласность судебного разбирательства, который является единым для гражданского процессуального и уголовного процессуального права. Отраслевые принципы охватывают наиболее существенные черты конкретной отрасли права, так, например, отраслевым является принцип презумпции невиновности, в соответствии с которым никто не может быть обвинен в совершении преступления, пока это не установлено судом. Также никто не обязан доказывать свою невиновность, пока не доказана его вина. Этот принцип является уголовно-правовым. В гражданском процессуальном праве имеется также отраслевой принцип диспозитивности. Данный принцип является отражением автономного положения субъектов спорных правоотношений. Основным движущим началом гражданского судопроизводства служит инициатива участвующих в деле лиц. В соответствии с принципом диспозитивности гражданские дела, по общему правилу, возникают, развиваются, изменяются, переходят от стадии к стадии и прекращаются, главным образом, под влиянием инициативы участвующих в деле лиц. Рассмотрим некоторые из названных принципов различных видов. Принцип гуманизма является основополагающим для правового государства. Его суть состоит в закреплении правом отношений между людьми на основе человеколюбия, уважения достоинства личности, создания всех условий, необходимых для нормального существования и развития личности. Гуманизм проявляется в том, что экономический и социальный строй, закрепленный законодательством, должен исключать угнетение, бесчеловечное отношение к личности. Система гарантий, существующая в государстве, обязана, при ее последовательной реализации, защитить гражданина от неправомерного посягательства. Наибольшее значение принцип гуманизма приобретает для охранительных отраслей права, в первую очередь для уголовного. Наказание, применяемое к преступнику, должно служить целям воспитания, а не унижения. Полное и неуклонное проведение принципа гуманизма позволяет надеяться на исправление преступника и возвращение его к социально-активной правомерной жизни. В полной мере гарантии прав и свобод личности могут работать только в правовом государстве. Принцип равенства граждан перед законом выражается в том, что все граждане, независимо от национальной, религиозной и иной принадлежности, должностного и иного положения, имеют равные права и обязанности, в одинаковой степени отвечают перед законом. Данный принцип проявляется в равном исходном положении всех граждан государства. В государстве устанавливается равная для всех возможность иметь права и обязанности, однако, в зависимости от конкретной ситуации, в отношении каждого гражданина она проявляется по-разному, в зависимости от таланта, трудолюбия, социальных условий и т.п. субъективных факторов. Кроме того, этот принцип выражается в равных общегражданских правах. Эти права гарантируются основным и иными законами государства и охватывают право избирать и быть избранным, право на труд, на охрану здоровья, на образование, на жилье и т.д. Речь в данном случае идет именно об общегражданских правах и свободах. Специальные права и свободы вытекают из должностного, выборного и иного положения. В этой связи остро стоит вопрос о реальном воплощении общегражданских прав и свобод, о ликвидации привилегий, которые для других порождают дополнительные права. Данный принцип проявляется в равной ответственности перед законом. Все без исключения граждане должны отвечать за совершенные правонарушения, независимо от занимаемого должностного и служебного положения. Принцип демократизма в формировании и реализации права проявляется в широком участии представителей населения, трудовых коллективов, граждан в формировании правовой политики и совершенствовании законодательства. В реализации права показателем демократизма является порядок образования и функционирования правоприменительных, в том числе правоохранительных органов, степень их доступности для граждан, уровень юридической помощи населению. Принципы права наряду с другими юридическими нормами, т.е. конкретными правилами поведения, способны регулировать общественные отношения. Они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному делу (при аналогии права, например). Право в системе социальных норм. Социальная роль и ценность праваПорядок отношений между членами общества определяется и регулируется разнообразными социальными нормами: моральными, нравственными, этическими, религиозными, корпоративными и др. Правовые нормы - одна из разновидностей социальных норм, обладающая собственными специфическими признаками. Выше эти признаки были названы. Рассмотрим взаимодействие и различие между правом и иными социальными нормами. Религиозными нормами называют правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах, произведениях авторитетных духовных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется отправление обрядов, порядок церковной службы и т.п. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание. В настоящее время нормы права соприкасаются с религиозными нормами. Так, законодательством создана правовая основа деятельности религиозных организаций, установлены гарантии свободы вероисповедания и распространения религиозных убеждений и т.п. Вместе с тем между правовыми и религиозными нормами имеются существенные различия. Так, религиозные нормы не поддерживаются принудительной силой государства, не имеют формальной структуры, заключены в иных, неправовых формах (источниках) и имеют ряд других отличий. Тесным является взаимодействие права и морали. Мораль определяется как известная совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения, регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающим. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом своего собственного Я, т.е. общественного долга, ответственности, меру духовности. Это то, что называется совестью - способностью к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Второй аспект - конкретные формы проявления указанных качеств. Эти два аспекта тесно связаны между собой. Соотношение между правом и моралью достаточно сложное. Оно включает в себя четыре компонента: единство, взаимодействие, различие и противоречия. Единство права и морали выражается в том, что они представляют собой разновидность социальных норм, которые в своей совокупности составляют целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают Право в системе социальных норм определенными общими чертами; у них единая нормативная природа. Право и мораль - оба эти явления обусловлены экономическими, культурными и иными факторами и причинами. Это делает данные понятия однотипными. И право, и мораль опираются на единый политический фундамент - реальное народовластие, демократизм, легитимную государственность, представляющую интересы различных слоев и групп населения. Мораль и право имеют один и тот же объект регулирования - общественные отношения. Объединяет право и мораль их цель: гармонизация личных и общественных потребностей, развитие личности, утверждение идей справедливости и гуманизма. Они основываются на свободе воли индивида, возможности выбора им вариантов поведения. Как право, так и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса обществ, его созидательных и дисциплинирующих возможностей. Несмотря на множество общих черт, право и мораль имеют определенные различия. Право и мораль различаются, прежде всего, по способам их установления, формирования, источниками. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством, им же отменяются, дополняются либо изменяются. Право выражает государственную волю и выступает государственным регулятором общественных отношений. По-другому складывается мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно, а всем обществом. Они постоянно возникают и развиваются в процессе практической деятельности людей, их взаимного общения. Для того, чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно санкции официальных властей: достаточно, чтобы она была признана обществом, классом, социальной группой - теми, кто намерен ею пользоваться. Государство оказывает на формирование морали опосредованное, не прямое воздействие. Оно осуществляется через право, политику, идеологию, печать и т.п. В любом государстве действует единое право, чего нельзя сказать о морали. Она дифференцируется в соответствии с классовым, национальным, религиозным, профессиональным и иным делением общества. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Право обеспечивается, охраняется, защищается государством. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает. В этом смысле нормы права носят общеобязательный, непререкаемый характер. В праве, таким образом, объективно заложен принудительный момент. По иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства официальной власти, применения юридических санкций. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах воздействия на нарушителей, не соблюдающих моральные запреты. Право и мораль различаются по форме выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства или общественных организаций (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям права и институтам, систематизируются для удобства пользования в кодексы, сборники, уставы и т.п., то моральные нормы не имеют четких форм выражения. Они возникают и существуют в сознании людей - участников общественных отношений. Моральные нормы и принципы, возникая под влиянием определенных социальных условий в различных слоях и группах общества, распространяются затем на более широкий круг субъектов, становятся устойчивыми правилами и мотивами поведения. При этом нельзя точно указать ни время их создания, ни сроков их действия. Наметим некоторые другие направления для более детального сравнения морали и права: по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей; по характеру и порядку ответственности за их нарушение; по уровню требований, предъявляемых к поведению человека; по сферам действия. Право и мораль постоянно взаимодействуют. Они поддерживают друг друга в деле упорядочивания общественных отношений, позитивного влияния на личность, формирования у граждан должной юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью. Право является не только необходимостью и средством социального регулирования, но и благом, имеющим социальную ценность. Право обладает такими свойствами, благодаря которым возможно ввести в социальную жизнь всеобщую, стабильную, строгую по содержанию, гарантированную систему типовых масштабов поведения, функционирующих постоянно и непрерывно во времени. Право является одним из главных инструментов, способным обеспечить организованность общественной жизни, начала общественной дисциплины, действенность социального управления. Формальная определенность права дает ему возможность достижения определенности в содержании общественных отношений. Существование права дает ему возможность достигнуть гарантированного результата. Эту роль право выполняет ввиду присущих ему свойств в сочетании с обеспеченностью силой государственного принуждения. Право имеет общие признаки с нравственностью, корпоративными и иными социальными нормами. Афонина А.В. Правоведение | Бошно С.В. Правоведение | Кушнир И.В. Правоведение | Шалагина М.А. Правоведение |