Экономикс (Макконнелл К.Р., Брю С.Л.)

Чистый капитализм и рыночная система

В главе 3 Анализ индивидуальных рынков: спрос и предложение мы увидели, как устанавливаются равновесные цены и количества товаров на индивидуальных рынках продуктов и ресурсов. Теперь мы расширим наш обзор и рассмотрим все рынки продуктов и ресурсов, то есть конкурентную рыночную систему в целом, именуемую также системой частного предпринимательства, или капитализмом. Последние несколько лет пресса и телевидение регулярно сообщают о тех мерах, которые предпринимают Россия и другие страны с централизованным планированием, двигаясь в сторону капитализма. Какие именно черты и институты капитализма эти страны пытаются воспроизвести?

Сначала мы опишем капиталистическую идеологию и объясним, как должен функционировать чистый капитализм, или капитализм свободной конкуренции. Хотя чистый капитализм в натуральном виде никогда не существовал, его описание поможет получить приблизительное представление о том, как функционируют экономические системы Соединенных Штатов и многих других промышленно развитых стран. В последующих главах мы будем модифицировать нашу модель чистого капитализма, с тем чтобы она полнее соответствовала реалиям современного капитализма.

Объясняя, что представляет собой чистый капитализм, мы затронем следующие аспекты: 1) организационную структуру и базовые допущения, на которых строится капиталистическая идеология; 2) определенные институты и практику, общие для всех современных экономических систем; 3) методы, с помощью которых рыночная система координирует экономическую деятельность и способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Рассматривая последний вопрос, мы будем в значительной мере опираться на наш анализ работы индивидуальных рынков, проведенный в главе 3 Анализ индивидуальных рынков: спрос и предложение.

Капиталистическая идеология

Однозначного и общепризнанного определения капитализма не существует. Мы поэтому вынуждены довольно подробно рассмотреть основные догмы чистого капитализма, чтобы получить полное представление о нем. Коротко говоря, капиталистический строй охватывает следующие институты и принципы: 1) частную собственность; 2) свободу предпринимательства и выбора; 3) личный интерес как главный мотив поведения; 4) конкуренцию; 5) опору на систему цен, или рыночную систему; 6) ограниченную роль правительства.

Частная собственность

В капиталистической системе материальные ресурсы составляют собственность частных лиц и частных институтов, а не государства. Частная собственность, наряду со свободой заключать обязательные для исполнения юридические договоры, позволяет частным лицам или фирмам по своему усмотрению приобретать, контролировать, применять и реализовывать материальные ресурсы. Институт частной собственности поддерживается на протяжении веков правом завещания, то есть правом владельца собственности назначать преемника этой собственности после своей смерти.

Права собственности - права владеть, пользоваться собственностью и избавляться от нее - имеют важное значение, так как они поощряют инвестирование, нововведения, обмен и экономический рост. Зачем кто-нибудь стал бы строить дом, создавать фабрику или расчищать землю для сельскохозяйственных работ, если какое-либо лицо или институт (например, государство) были бы вправе конфисковать эту собственность ради своей выгоды?

Права собственности применимы также к интеллектуальной собственности и действуют аналогично. Патенты и авторские права существуют для того, чтобы побуждать людей писать книги, музыку и компьютерные программы и изобретать новые продукты и производственные процессы, не боясь того, что другие экспроприируют результаты их труда вместе со связанной с ними экономической выгодой.

Другая важная роль прав собственности состоит в том, что они облегчают обмен. Документы на автомобиль или дом убеждают покупателя, что продавец является законным владельцем. Наконец, без прав собственности людям пришлось бы тратить немалое количество энергии и ресурсов на защиту и удержание в своих руках имущества, которое они произвели или приобрели.

Широкий круг юридических норм ограничивает права частной собственности. Например, запрещено использование ресурсов для производства наркотиков. Кроме того, существует и государственная собственность. Даже в условиях чистого капитализма государственное владение определенными естественными монополиями может оказаться существенным для эффективного использования ресурсов.

Свобода предпринимательства и выбора

Свобода предпринимательства и выбора тесно связана с частной собственностью. Капитализм возлагает на составляющие его экономические единицы ответственность за принятие определенных решений, которые учитываются и становятся экономически эффективными в системе свободных рынков.

Свобода предпринимательства означает, что частные деловые предприятия вольны приобретать экономические ресурсы, организовывать использование этих ресурсов для производства из них товара или услуги и продавать этот товар или услугу на рынках по собственному выбору. В условиях чистого капитализма никакие искусственные препятствия или ограничения, устанавливаемые правительством или другими производителями, не мешают предпринимателям свободно принимать решение вступить в какую-либо конкретную отрасль или выйти из нее.

Свобода выбора означает, что владельцы материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать или реализовывать эти ресурсы по своему усмотрению. Она означает также, что работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны. Наконец, она означает, что потребители свободны в пределах своих денежных доходов покупать товары и услуги в таком сочетании, которое они считают наиболее подходящим для удовлетворения своих потребностей.

Свобода потребительского выбора оказывается самой широкой из этих свобод. Потребитель занимает в капиталистической экономике особое стратегическое положение; в определенном смысле потребитель обладает суверенитетом. Пределы свободы выбора, которой обладают поставщики людских и материальных ресурсов, обусловливаются потребительским выбором. В конечном счете потребитель решает, что должна производить капиталистическая экономика, и уже в этих рамках поставщики ресурсов могут делать свой свободный выбор. Таким образом, в действительности поставщики ресурсов и коммерческие предприятия вовсе не «свободны» производить товары и услуги, которых потребители не желают, поскольку такое производство оказалось бы нерентабельным.

Кроме того, напомним, что в реализации всех этих форм свободного выбора существует довольно широкий круг юридических ограничений.

Роль личного интереса

Главной движущей силой капиталистической экономики является личный интерес; каждая экономическая единица стремится делать то, что выгоднее ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм или - как вариант - минимизацию своих убытков. А владельцы материальных ресурсов при прочих равных условиях пытаются продать или сдать в аренду эти ресурсы по возможно более высоким ценам. Поставщики живой рабочей силы также стремятся получить возможно больший доход за данное количество и тягость затрачиваемого ими труда. В свою очередь и потребители, покупая определенный продукт, стараются приобрести его по самой низкой цене. Короче говоря, капитализм предполагает, что личный интерес формирует фундаментальный образ действий различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Мотив личного интереса придает направление и упорядоченность функционированию экономики, которая без такого интереса оказалась бы чрезвычайно хаотичной.

Соблюдение личного экономического интереса не следует путать с обычным эгоизмом. Акционер, вложивший свои средства в корпорацию ради получения наиболее высоких дивидендов, может внести часть их в фонд строительства транснациональной магистрали или завещать своим внукам.

Конкуренция

Свобода выбора, реализующаяся в стремлении каждого получать и увеличивать личный денежный доход, служит основой для конкуренции, или экономического состязания, как коренного свойства капитализма. Конкуренция имеет следующие отличительные черты.

  1. Наличие на рынке большого числа независимых друг от друга покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса.
  2. Свобода покупателей и продавцов выходить на те или иные рынки или покидать их.

Большое число участников рыночных сделок. Сущность конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей — фирм и домохозяйств. Когда на конкретном рынке действует множество покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не в состоянии предъявить спрос на продукт или обеспечить его предложение в объеме, достаточном для того, чтобы заметно повлиять на цену продукта. Рассмотрим этот тезис с точки зрения продаж, или предложения, на товарном рынке.

Мы знаем, что когда продукта оказывается необычно мало, цена на него повышается. Например, неожиданный мороз во Флориде может серьезно сократить предложение цитрусовых и тем самым резко повысить цену на апельсины. Точно так же если отдельный производитель или совместно действующая небольшая группа производителей способны каким-то образом регулировать или ограничивать общий объем предложения продукта, то цена может быть повышена к выгоде продавца. Регулируя предложение, производитель способен в собственных интересах манипулировать рынком. Однако в силу самой природы чистой конкуренции на рынке действует такое большое количество независимых продавцов, что каждый из них, обеспечивая лишь мизерную долю совокупного предложения, практически не в состоянии воздействовать на предложение, а следовательно, и на цену продукта.

Предположим, например, что на зерновом рынке в Канзас-Сити в какой-то определенный момент, когда цена на кукурузу составляет 4 дол. за бушель, выступают 10 тыс. фермеров и каждый из них предлагает 100 бушелей кукурузы. Способен ли один фермер, недовольный существующей ценой, вызвать искусственную нехватку кукурузы и тем самым поднять цену выше 4 дол.? Разумеется, нет. Фермер Джонс, сократив производство кукурузы со 100 до 75 бушелей, практически не окажет никакого влияния на общий объем предложения кукурузы. В таком случае совокупное предложение сократится с 1 млн бушелей всего лишь до 999 975 бушелей. Едва ли тут можно говорить о нехватке кукурузы! Объем предложения остается практически неизменным, а следовательно, и цена 4 дол. сохраняется.

Конкуренция означает, что каждый продавец вносит мельчайшую лепту в общий «котел» предложения. Отдельные продавцы не способны оказать заметного воздействия на общий объем предложения, поэтому продавец как индивидуальный производитель не в состоянии манипулировать ценой продукта. Именно это имеют в виду, когда говорят, что индивидуальный продавец, участвующий в конкуренции, «отдан на милость рынка».

Аналогичные рассуждения применимы и к тем, кто выступает на рынке со стороны спроса. Покупателей там много, и действуют они независимо друг от друга. Таким образом, одиночные покупатели не в состоянии манипулировать рынком к своей выгоде.

Широкое рассеивание экономической власти, составляющее основу конкуренции, само служит инструментом контроля за использованием этой власти и ограничивает возможности злоупотребления ею. Экономическое состязание не позволяет экономическим единицам причинять друг другу разрушительный ущерб, в то время когда они пытаются максимально удовлетворить свой личный интерес. Конкуренция устанавливает пределы реализации покупателями и продавцами их личного интереса. Конкуренция представляет собой основную регулирующую силу при капитализме.

Вступление в отрасль и выход из нее. Конкуренция предполагает также, что производителю очень просто вступить в какую-то конкретную отрасль или покинуть ее; не существует искусственных юридических или институциональных препятствий, не допускающих расширения или сокращения отдельных отраслей. Степень свободы, с какой отрасль способна расширяться или сужаться, обеспечивает конкурентной экономике ту степень гибкости, которая требуется ей для сохранения своей эффективности. Свобода вступления в отрасль необходима экономике для того, чтобы она могла надлежащим образом приспосабливаться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов.

Рынки и цены

Основным координирующим механизмом капиталистической экономики служит рыночная, или ценовая, система. Капитализм — это рыночная экономика. Решения, принимаемые покупателями и продавцами продуктов и ресурсов, реализуются через систему рынков. Как мы знаем из главы 3, рынок — это механизм или инструмент, осуществляющий связь между покупателями, или предъявителями спроса, и продавцами, или поставщиками, товара или услуги. Рестораны McDonald's, автозаправочные станции, бакалейно-гастрономические супермаркеты, художественные аукционы Sotheby's, Нью-Йоркская фондовая биржа и валютные рынки по всему миру — это всего лишь несколько из бесчисленного множества примеров. Предпочтения продавцов и покупателей учитываются этими агентами предложения и спроса на различных рынках, а в результате их решений формируется система цен на продукты и ресурсы. Эти цены служат ориентиром, руководствуясь которым владельцы ресурсов, предприниматели и потребители делают и при необходимости пересматривают свой свободный выбор ради удовлетворения личного интереса.

Равно как конкуренция служит регулирующим механизмом, система рынков и цен играет роль основной организующей силы. Рыночная система представляет собой сложную систему связей, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Те, кто следует диктату рыночной системы, вознаграждаются, а тех, кто его игнорирует, система карает. Через эту систему связей капиталистическое общество выносит свои решения о том, что экономика должна производить, как эффективно организовать производство и как следует распределять плоды производительного труда между экономическими единицами.

Рыночные механизмы позволяют обществу не только принимать решения о том, как распределять свои ресурсы и конечный продукт производства, но и реализовывать эти решения. В заключительных разделах данной главы мы еще вернемся к этим вопросам и рассмотрим их более подробно.

Ограниченная роль правительства

Конкурентная капиталистическая экономика обеспечивает высокую степень эффективности использования своих ресурсов. Вот почему считается, что нет практически никакой нужды во вмешательстве правительства в деятельность такой экономики, помимо установления им самых общих юридических ограничений для осуществления индивидуального выбора и использования частной собственности.

Концепция чистого капитализма, как саморегулирующейся и самокорректирующейся экономики, исключает сколько-нибудь значительную экономическую роль правительства. Однако, как мы увидим в главе 5, под воздействием некоторых ограничений и потенциально нежелательных последствий, присущих капитализму и рыночной системе, экономическая роль правительства возросла.

Краткое повторение 4-1

  • Чистый капитализм базируется на частной собственности и свободе предпринимательства и выбора.
  • Экономические единицы - фирмы, поставщики ресурсов и потребители - стремятся к удовлетворению собственных (личных) интересов.
  • Координирующим механизмом капитализма служит конкурентная система цен или рынков.
  • Считается, что эффективное функционирование рыночной системы при капитализме исключает сколько-нибудь существенное вмешательство правительства в экономику.

Другие особенности

Частная собственность, свобода предпринимательства и выбора, личный интерес в качестве побудительной силы, конкуренция и опора на рыночную систему — все эти институты и принципы в той или иной степени присущи исключительно чистому капитализму.

Помимо этого, существуют еще некоторые институты и формы деятельности, свойственные всем современным экономическим системам. К ним относятся: 1) применение передовых технологий и широкомасштабное использование средств производства (капитала); 2) специализация; 3) применение денег. Специализация и применение передовых технологий служат предпосылкой эффективного использования ресурсов для всякой экономики. Деньги представляют собой инструмент, облегчающий обществу специализацию и использование самых производительных технологий, а также помогающий извлекать из этого выгоду.

Широкомасштабное использование средств производства

Все современные, или промышленно развитые, экономические системы основываются на передовых технологиях и широкомасштабном использовании средств производства. В условиях чистого капитализма орудием обеспечения технического прогресса — наряду со свободой выбора и личным интересом в качестве побудительной силы — служит конкуренция. Капиталистическая система обладает высокой эффективностью мобилизации стимулов для создания новых продуктов и совершенствования технологий производства, поскольку денежное вознаграждение за эти новшества поступает непосредственно самому их создателю. Таким образом, чистый капитализм обусловливает широкое использование и относительно быстрое развитие сложных средств производства: инструментов, машин, крупных фабрик, складских помещений и оборудования, средств связи, транспорта и маркетинга.

Почему важно наличие передовой технологии и широкое применение средств производства? Потому что наиболее простой, прямой способ производства продукта обычно является наименее эффективным. Даже Робинзон Крузо избегал неэффективного прямого, ручного производства и предпочитал ему «косвенное» производство, то есть производство с применением орудий труда. Было бы смешно, если бы фермер, даже просто владелец небольшого огорода, стал работать голыми руками. Совершенно очевидно, что изготовление орудий труда, то есть капитального оборудования для облегчения производственного процесса, приносит колоссальные дивиденды в форме более эффективного производства, а следовательно, и большего объема продукции. Лучший способ добыть воду — это вытащить ее из колодца, а не нырять за нею в колодец!

Но здесь нас подстерегает ловушка. Как мы помним из анализа кривой производственных возможностей и проблемы экономии, в любой экономике, действующей на своей кривой производственных возможностей, ресурсы приходится переключать с производства потребительских товаров на производство инвестиционных товаров. Как потребители, мы вынуждены время от времени затягивать пояса, чтобы высвободить ресурсы для производства средств производства, которые когда-нибудь в будущем позволят увеличить выпуск потребительских товаров. Завтрашнее изобилие сегодня требует от нас жертв. (Ключевой вопрос 2.)

Специализация и эффективность

Просто поразительно, какие грандиозные масштабы приняла в обществе специализация. Подавляющее большинство потребителей сами не производят практически никаких товаров и услуг, которые они потребляют, и, напротив, потребляют очень мало или вовсе ничего из того, что они производят. Рабочий, всю свою жизнь занятый штамповкой деталей для реактивных двигателей, может так никогда и не «потребить» путешествие на самолете. Рабочий на сборочном конвейере, который по 8 часов в день устанавливает стекла на «форды», сам может владеть автомобилем «хонда». Редко какие домохозяйства всерьез налаживают собственное производство необходимых им пищи, жилья или одежды. Многие фермеры продают молоко со своей фермы местному молочному заводу, а сами покупают маргарин в местном универсаме. Общество уже давно усвоило, что самообеспечение порождает неэффективность. «На все руки мастер» может быть весьма яркой личностью, но уж высокой производительностью труда он наверняка не отличается.

Разделение труда. Каким образом специализация работников, то есть разделение труда, способствует росту общественной производительности?

1. Различие способностей. Специализация позволяет людям воспользоваться преимуществами, проистекающими из различий в их способностях и навыках. Если первобытный человек А силен, быстроног и метко пользуется копьем, а первобытный человек В слабосилен, медлителен, но отличается большим терпением, то такое распределение способностей между ними проявится с наивысшей эффективностью, когда А станет промышлять охотой, а В займется рыбалкой.

2. Обучение в процессе труда. Даже если бы А и В обладали одинаковыми способностями, то в этом случае специализация могла бы оказаться весьма благотворной для них. Отдавая все свое время одному делу, человек скорее овладеет необходимым мастерством или изобретет более совершенные технологические приемы, чем если бы он делил свое время между различными видами работ. Чтобы стать хорошим охотником, надо охотиться!

3. Экономия времени. Специализация, то есть постоянное выполнение человеком одной и той же работы, позволяет избежать потери времени, которую неизбежно влечет за собой смена одного вида труда другим.

По всем перечисленным причинам разделение труда приводит к увеличению общественного продукта при использовании все тех же ограниченных людских ресурсов.

Географическая специализация. Специализация действует также и на региональной и международной основе. В штате Небраска можно, конечно, выращивать апельсины, но из-за неподходящей для этой цели почвы, из-за частых дождей и холодной погоды издержки производства апельсинов здесь оказались бы чрезвычайно высокими. Во Флориде возможно с некоторым успехом выращивать пшеницу, но и это по тем же причинам было бы весьма дорогостоящим делом. Именно поэтому Небраска производит те продукты, для которых ее ресурсы лучше всего подходят, в частности пшеницу, а Флорида, поступая так же, выращивает апельсины и другие цитрусовые. Действуя таким образом, оба штата производят излишки продуктов своей специализации. Затем жители Небраски и Флориды обмениваются своими излишками, что вполне разумно. Специализация дает возможность каждому региону производить те товары, которые при его ресурсах можно изготовить наиболее эффективно. Именно таким образом и Небраска, и Флорида могут потреблять большее количество пшеницы и апельсинов, чем в том случае, если бы они не придерживались своей специализации.

Точно так же международная специализация проявляется в том, что Соединенные Штаты специализируются на производстве, например, грузовых и пассажирских самолетов и компьютеров, которые они продают другим странам в обмен на видеомагнитофоны из Японии, бананы из Гондураса, обувь из Италии и плетеные корзины из Таиланда. Короче говоря, специализация труда и географическая специализация производства очень важны для обеспечения эффективности использования ресурсов.

Использование денег

Практически все экономические системы, будь то передовые или отсталые, применяют деньги. Деньги выполняют несколько функций, но в своей первейшей функции они выступают в качестве средства обращения (или обмена).

В приведенном нами примере жителям Небраски необходимо обменивать свою пшеницу на апельсины из Флориды, чтобы оба штата могли извлекать выгоду из специализации. Если по какой-либо причине торговля между этими штатами крайне неудобна или запрещена, выгоды от специализации для общества потеряны. Ведь потребители хотят иметь множество разных продуктов, и при отсутствии торговли они будут направлять свой труд и материальные ресурсы во многие различные виды производства. Если бы обмена не было или он оказался затруднен, Небраске и Флориде пришлось бы придерживаться курса на большую самообеспеченность и преимущества специализации остались бы нереализованными. Наличие удобного средства обращения (обмена) товаров служит предпосылкой специализации.

Обмен может совершаться — а иногда и совершается - на основе бартера, то есть когда товар обменивается непосредственно на другой товар. Однако бартер как средство обмена может поставить перед экономикой серьезные проблемы. Бартерный обмен требует совпадения потребностей двух участников сделки. В нашем примере мы предположили, что жители Небраски располагают излишком пшеницы и хотят приобрести апельсины, а жители Флориды имеют излишки апельсинов и желают получить взамен пшеницу. Таким образом, обмен состоялся. Но если такого совпадения потребностей не существует, торговли не получится.

Допустим, что Небраске не нужны апельсины из Флориды, но она заинтересована в покупке картофеля в штате Айдахо. Между тем Айдахо желает приобрести апельсины из Флориды, а не пшеницу из Небраски. Чтобы еще усложнить наш пример, предположим, что Флориде нужно какое-то количество пшеницы из Небраски, но вовсе не нужен картофель из Айдахо. Эта ситуация продемонстрирована на рис. 4-1.

Несмотря на несовпадение потребностей, торговля может быть осуществлена, как это показывают стрелки, при использовании денег в качестве средства обращения. Облегчая обмен, деньги позволяют экономической системе реализовать преимущества специализации.

Здесь полностью отсутствует совпадение потребностей. Бартерный обмен в этом случае явно затруднителен. Чтобы избежать подобных тупиков, экономические системы применяют деньги, которые представляют собой просто весьма удобное общественное изобретение, облегчающее обмен товарами и услугами. Исторически в качестве средства облегчения обмена использовались - с переменным успехом - скот, сигары, морские раковины, камни, куски металла и многие другие предметы. Но чтобы выполнять функцию денег, предмет должен пройти лишь одно-единственное испытание: он должен получить общее признание и со стороны покупателей, и со стороны продавцов как средство обмена. Деньги выбирает само общество; все, что общество признает в качестве средства обращения, — это и есть деньги.

В большинстве экономических систем в качестве денег используются кусочки бумаги. Допустим, что именно так обстоит дело в экономических отношениях между штатами Небраска, Флорида и Айдахо: они используют в качестве денег куски бумаги, получившие название «доллары». Способны ли бумажные доллары в качестве средства обращения преодолеть тупик, о котором мы говорили?

Разумеется, способны, при условии что торговля совершается так, как это показано на рис. 4-1:

  1. Флорида получает от Небраски некоторое количество пшеницы в обмен на деньги.
  2. Небраска использует деньги, вырученные от продажи пшеницы, для обмена их на картофель из Айдахо.
  3. Айдахо затем обменивает деньги, полученные от продажи картофеля, на излишки апельсинов из Флориды.

Готовность признать бумажные деньги (как, впрочем, и любой другой вид денег) в качестве средства обращения позволяет осуществить трехстороннюю торговлю. Последняя дает возможность каждому штату специализироваться на производстве одного продукта и приобретать другой продукт (другие продукты), который хотят иметь его жители, несмотря на несовпадение потребностей каждой из двух пар участников сделки. Бартер, основывающийся на совпадении потребностей, воспрепятствовал бы такому обмену и, следовательно, побудил бы все три штата отказаться от специализации. Разумеется, эти штаты лишились бы при этом преимуществ специализации. Как это ни покажется странным на первый взгляд, но два обмена — излишков продукта на деньги, а затем денег на нужный продукт — представляют собой более простой процесс, чем один бартерный обмен продукта на продукт! В нашем примере обмен продукта на продукт вообще мог бы не осуществиться.

На глобальном уровне тот факт, что разные страны имеют разные валюты, усложняет международную специализацию и обмен. Однако наличие международных валютных рынков позволяет американцам, японцам, немцам, англичанам, мексиканцам и другим нациям обмениваться долларами, иенами, марками, фунтами стерлингов, песо и т.д. для осуществления международного обмена товарами и услугами.

И последний пример. Представьте себе детройтского рабочего, производящего коленчатые валы для «олдсмобилей». В конце недели, вместо того чтобы получить листок бумаги, завизированный главным бухгалтером компании, или несколько листков бумаги, отпечатанных в зеленом и черном цвете, наш рабочий получает от кассира четыре коленчатых вала для «олдсмобилей». Не желая накапливать у себя запас коленчатых валов, которые сами по себе не предназначены для потребления, рабочий отправляется в деловой центр Детройта, намереваясь израсходовать доставшийся ему тяжелым трудом доход, скажем, на пакет бакалейных товаров, на пару джинсов и на билет в кинотеатр. Совершенно очевидно, что нашему рабочему предстоит весьма неудобная и длительная торговля, причем в конце концов ему, возможно, вообще не удастся произвести какой-либо обмен. Может оказаться неимоверно трудно найти торговца одеждой, который, по случайности, вышел на рынок именно для того, чтобы обменять джинсы на коленчатый вал для «олдсмобиля». А если джинсы по стоимости не равны коленчатому валу, как участникам сделки совершить обмен? В общем, не будет ошибкой сказать, что деньги являются одним из величайших общественных изобретений нашей цивилизации.

Краткое повторение 4-2

  • Передовые экономики повышают свою производственную эффективность путем широкомасштабного применения инвестиционных товаров (средств производства).
  • Специализация способствует повышению эффективности, так как позволяет людям, регионам и странам производить те товары и услуги, для которых их ресурсы подходят наилучшим образом.
  • Применение денег облегчает обмен товарами, порождаемый специализацией.

Конкурентная рыночная система

Ранее мы отметили, что фундаментальной чертой капитализма является его опора на рыночную систему. Мы также подчеркивали, что капиталистическая система характеризуется свободой предпринимательства и выбора. Потребители вольны покупать товары по своему собственному выбору; фирмы -производить и продавать продукты по своему выбору; поставщики ресурсов - направлять свои материальные и людские ресурсы в любые сферы занятости по своему выбору. Можно только удивляться, каким образом такой экономике удается удержаться от развала и хаоса. Если потребители вознамерятся получить хлопья на завтрак, фирмы решат производить туфли для аэробики, а поставщики ресурсов захотят предложить свои услуги отрасли по производству компьютерных программ, производство, казалось бы, должно встать из-за очевидной несовместимости этих свободных выборов.

В действительности миллионы решений, принимаемых домохозяйствами и фирмами, точно согласуются друг с другом. Фирмы производят именно те конкретные товары и услуги, которые требуются потребителям. Домохозяйства поставляют те трудовые ресурсы, которые нужны фирмам. Ниже мы увидим, как конкурентная рыночная система создает координирующий механизм, позволяющий избежать потенциального хаоса, который могла бы породить свобода предпринимательства и выбора. Конкурентная рыночная система представляет собой механизм, обеспечивающий взаимную связь решений потребителей, производителей и поставщиков ресурсов, а также синхронизацию этих решений для достижения согласованных целей производства.

Пять фундаментальных вопросов

Чтобы понять, как действует рыночная экономика, необходимо в первую очередь осознать, что существует пять фундаментальных вопросов, на которые должна ответить каждая экономическая система.

  1. Сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся в распоряжении ресурсов нужно занять или использовать в процессе производства?
  2. Что следует производить? Какой набор товаров и услуг лучше всего удовлетворит материальные потребности общества?
  3. Как следует производить эту продукцию? Каким образом организовать производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какие технологии им следует использовать?
  4. Кто должен получить произведенную продукцию? Как должен распределяться продукт экономики между потребителями?
  5. Способна ли система приспосабливаться к изменениям? Может ли она соответствующим образом реагировать на изменения потребительского спроса, предложения ресурсов, а также технологические изменения?

Здесь нужно сделать два важных замечания. Во-первых, мы пока отложим вопрос «сколько». Сложный вопрос об уровне занятости ресурсов подробно исследуется в макроэкономике.

Во-вторых, пять фундаментальных вопросов — это лишь развитие вариантов выбора, лежащих в основе кривой производственных возможностей, которую мы рассматривали в главе 2 Проблема экономии. Если бы не существовало проблемы экономии, эти вопросы не имели бы смысла.

Рыночная система в действии

В своем дальнейшем исследовании мы будем опираться на схему кругооборота, представленную в главе 2 (рис. 2-6). Для того чтобы выяснить, как рыночная система отвечает на фундаментальные вопросы, эту схему следует дополнить кривыми спроса и предложения из главы 3 Анализ индивидуальных рынков: спрос и предложение, которые описывают различные рынки продуктов и ресурсов, включенные в модель кругооборота.

Что следует производить

В условиях, когда цены на продукты и ресурсы устанавливаются в процессе конкуренции между покупателями и продавцами на соответствующих рынках, как чисто капиталистическая экономика решает вопрос о том, какие виды товаров и в каком количестве следует производить? Памятуя о том, что фирмы стремятся получать прибыль и избегать убытков, мы можем заключить, что производиться будут те товары и услуги, которые приносят прибыль, а те, создание которых влечет за собой убытки, производиться не будут. Две вещи определяют прибыли или убытки.

  1. Общий доход, получаемый фирмой от продажи своего товара.
  2. Общие издержки его производства.

Как общий доход, так и общие издержки - это величины, образуемые соотношением «цена - время — количество продукта». Суммарный доход исчисляется умножением цены товара на количество проданного товара. А общие издержки определяются умножением цены каждого использованного ресурса на количество этого ресурса и сложением затрат на каждый ресурс.

Экономические издержки и прибыли. Говоря, что производиться будут те товары, которые приносят прибыль, а те, что прибыли не приносят, производиться не будут, мы делаем правильный вывод только в том случае, если вкладываем ясный смысл в понятие «экономические издержки».

Давайте снова представим себе фирмы в виде организационных структур, то есть фирмы, существующие лишь «на бумаге», отвлекаясь от капитала, сырья, рабочей силы и предпринимательской способности, которые только и приводят их в действие. Чтобы стать действительно производящими предприятиями, эти «бумажные» фирмы должны располагать всеми четырьмя видами ресурсов. Экономические издержки - это затраты (платежи), необходимые для того, чтобы обеспечить себя этими ресурсами в требуемом количестве. Издержки в расчете на единицу ресурсов, то есть их цена, определяются спросом и предложением на рынке ресурсов. Подобно земле, рабочей силе и капиталу, предпринимательская способность - это редкий ресурс, и он тоже имеет свою цену. Следовательно, издержки обязательно включают в себя не только заработную плату, выплату процентов на капитал и рентные платежи за землю, но также оплату функций предпринимателя по организации производства товаров и соединению всех других ресурсов в процессе этого производства. Плата предпринимателю за его вклад в производство называется нормальной прибылью.

Продукт будет произведен только в том случае, если общий доход от его продажи достаточно велик, чтобы заплатить заработную плату, проценты, ренту и нормальную прибыль. Если же общий доход превышает все производственные издержки, включая нормальную прибыль, остаток пойдет предпринимателю в качестве вознаграждения за принимаемый на себя риск и выполнение организующей функции. Этот доход, оставшийся после покрытия всех затрат, называется чистой, или экономической, прибылью. Она не входит в экономические издержки, поскольку фирме не приходится ее тратить на приобретение и сохранение в своем распоряжении предпринимательской способности.

Прибыли и растущие отрасли. Несколько примеров помогут нам понять, каким образом рыночная система определяет, что следует производить. Предположим, что наиболее благоприятное соотношение между общим доходом и общими издержками в производстве продукта X складывается, когда фирма выпускает 15 единиц продукции. Предположим также, что наиболее выгодная комбинация ресурсов, используемых в производстве 15 единиц X, составляет: две единицы рабочей силы, три единицы земли, одну единицу капитала и одну единицу предпринимательской способности, которые продаются по ценам 2, 1, 3 и 3 дол. соответственно. Наконец, предположим, что 15 единиц продукта X, производимых из этих ресурсов, можно продать по 1 дол. за единицу. Станет ли фирма производить продукт X? Да, потому что фирма будет способна выплатить заработную плату, ренту, процент и нормальную прибыль, составляющие 13 дол. (2x2 дол. + + 3x1 дол. + 1x3 дол. + 1x3 дол.). Разница же между суммарным доходом в 15 дол. и общими издержками в 13 дол. составит экономическую прибыль в размере 2 дол.

Эта экономическая прибыль служит свидетельством того, что производство X преуспевает. Оно способно стать растущей отраслью по мере того, как новые фирмы, привлеченные возможностью получать прибыль выше нормальной, будут здесь создаваться или перемещаться сюда из менее прибыльных отраслей.

Но вступление в отрасль новых фирм имеет свои ограничения. С появлением в отрасли Х новых фирм рыночное предложение продукта X по отношению к рыночному спросу увеличится. Это понизит рыночную цену X (рис. 3-бв), и экономическая прибыль в результате конкуренции со временем исчезнет. Соотношение рыночного спроса и предложения в тот момент, когда экономическая прибыль становится равной нулю, определяет общий объем производства продукта X. В этой точке отрасль достигает своего «равновесного размера», по крайней мере до тех пор, пока дальнейшие изменения рыночного спроса или предложения не нарушат равновесия.

Убытки и сокращающиеся отрасли. А что, если бы исходная рыночная ситуация для отрасли X была менее благоприятной? Предположим, что условия на товарном рынке таковы, что фирма может продать 15 единиц продукта Столько по цене 75 центов за единицу. Общий доход составит 11,25 дол. (15 х 75 центов). После выплаты заработной платы, процентов и ренты фирма получит прибыль в размере 1,25 дол., что ниже нормальной прибыли. Другими словами, возникнет убыток, равный 1,75 дол. (11,25 дол. - 13 дол.).

Разумеется, ни одну фирму не привлечет такая непреуспевающая, сокращающаяся отрасль. Наоборот, если потери будут продолжаться, предприниматели устремятся в процветающие отрасли, которые обеспечивают нормальную или даже экономическую прибыль. Со временем фирмы, относящиеся к отрасли X, либо вовсе отойдут от дел, либо переместятся в другие отрасли с нормальной или более высокой прибылью. Однако, когда это случится, рыночное предложение продукта X по отношению к спросу снизится. Цена продукта возрастет (рис. 3-бг), и убытки постепенно исчезнут. Объем производства ^постепенно стабилизируется. Соотношение спроса и предложения, установившееся в точке, где экономическая прибыль равна нулю, определяет общий объем производства продукта X.

И вновь отрасль на время достигает своего равновесного размера.

«Голосование долларом». Потребительский спрос играет ключевую роль в определении видов и количества производимых товаров. Потребители, не ограничиваемые государством и имеющие доход от продажи своих ресурсов, потратят свои деньги на те товары, которые им больше всего нужны и которые они способны купить. Эти расходы представляют собой голосование долларом, с помощью которого потребители заявляют о своих потребностях, предъявляя спрос на рынке продуктов. Если в пользу продукта отдано достаточно голосов, чтобы обеспечить нормальную прибыль, фирмы будут его производить. Повышение потребительского спроса, то есть увеличение числа голосов, отданных заданный продукт, означает экономическую прибыль для производящей его отрасли. Эта прибыль служит сигналом для расширения отрасли и увеличения производства данного продукта.

И наоборот, снижение потребительского спроса, то есть уменьшение количества голосов в пользу данного продукта, приведет к убыткам и со временем к сокращению производства. Когда фирмы покидают какую-то отрасль, производство продукции уменьшается. В таких обстоятельствах отрасль может даже полностью прекратить свое существование. Голосование потребителей долларом играет ключевую роль в решении вопроса о том, какую именно продукцию будут производить фирмы в своем стремлении к прибыли. Капиталистическая система характеризуется суверенитетом потребителей, так как потребители играют стратегическую роль в определении видов и количества производимых товаров.

Приведем пример в качестве иллюстрации. В 1991 г., следуя рекомендациям врачей и специалистов по питанию, компания McDonald's выпустила в продажу бургеры «маклин» с пониженным содержанием жиров. Хорошая идея? Не очень. Большинство потребителей сочло, что новый продукт «слишком сухой» и «невкусный», и реализация шла вяло. Если бургер «маклин» и остался в меню McDonald's, то скорее в рекламных целях, чем в качестве источника сколько-нибудь заметных прибылей. Hardee's, Burger King и другие предприятия быстрого питания также обнаружили, что потребители отвергли их продукты с низким содержанием жиров.

Рыночные ограничения свободы. Как мы теперь видим, с точки зрения фирм, они на самом-то деле отнюдь не вольны производить все, что им вздумается. Потребительские решения о спросе, делая производство одних продуктов выгодным, а других - нет, ограничивают выбор фирм при решении вопроса о том, что им следует производить. Фирмам приходится согласовывать свой выбор по поводу производства продукта с выбором потребителей, иначе их неминуемо ожидают убытки, а возможно, даже банкротство.

То же самое относится к поставщикам ресурсов. Спрос на ресурсы - это производный спрос, то есть он зависит от спроса на товары и услуги, которые эти ресурсы позволяют производить. Спрос на рабочих-автомобилестроителей существует только потому, что существует спрос на автомобили. Поставщики ресурсов также отнюдь не вольны направлять свои ресурсы в производство тех товаров, которые потребители ценят невысоко. Фирмы не станут производить такие товары, поскольку потребительский спрос на них недостаточен, чтобы сделать это производство выгодным.

Короче говоря, потребители высказывают свои предпочтения, предъявляя спрос на рынке продуктов, производители и поставщики ресурсов соответствующим образом реагируют на этот спрос, одновременно преследуя свои собственные интересы. Рыночная система сообщает о нуждах потребителей фирмам и поставщикам ресурсов и побуждает их к надлежащей реакции.

Организация производства

Как должно быть организовано производство в рыночной экономике? Этот фундаментальный вопрос состоит из трех подвопросов.

  1. Как следует распределять ресурсы между различными отраслями производства?
  2. Какие именно фирмы должны осуществлять производство в конкретной отрасли?
  3. Какие комбинации ресурсов и какую технологию должна применять каждая фирма?

Производство и прибыли. В предыдущем разделе мы уже ответили на первый подвопрос. Рыночная система направляет ресурсы в те отрасли, в чьей продукции потребители нуждаются настолько сильно, чтобы сделать ее производство выгодным. Одновременно это лишает неприбыльные отрасли доступа к редким ресурсам.

Второй и третий подвопросы тесно взаимосвязаны. В конкурентной рыночной экономике производство осуществляют те фирмы, которые хотят и могут применять наиболее эффективную с экономической точки зрения технологию производства. А высокая эффективность технологии зависит от следующих факторов:

  1. доступности технологии, то есть альтернативных комбинаций ресурсов, из которых может быть произведена требуемая продукция;
  2. цен на необходимые ресурсы.
Производство с наименьшими издержками. Наиболее эффективная с экономической точки зрения комбинация ресурсов определяется не только физическими или инженерными показателями, обеспечиваемыми доступной технологией, но также относительной ценностью требуемых ресурсов, измеряемой рыночными ценами на них. Технология, при которой для производства данного объема продукции требуется лишь небольшое количество материальных ресурсов, может, тем не менее, оказаться экономически неэффективной, если рыночная цена этих ресурсов слишком высока. Экономическая эффективность предполагает получение данного объема продукции при наименьших затратах ограниченных ресурсов, когда и ресурсы, и продукция оцениваются в стоимостном (денежном) выражении. Наиболее эффективная комбинация ресурсов та, которая позволит произвести, скажем, продукт X стоимостью 15 дол. при наименьших денежных затратах.

Предположим, что есть три возможные технологии производства продукта X на нужную сумму 15 дол. Количество каждого ресурса, необходимого для каждой технологии, и цены необходимых ресурсов приведены в табл. 4-1. Умножая количество каждого из необходимых ресурсов на его цену, можно получить суммарные издержки производства продукта X стоимостью 15 дол. для каждой из технологий.

Технология 2 экономически наиболее эффективна, потому что она требует наименьших затрат. Она позволяет обществу получить продукт стоимостью 15 дол., используя меньшее количество ресурсов - стоимостью 13 дол., - чем то (15 дол.), которое требуется при использовании двух других технологий.

Но станут ли фирмы на самом деле использовать технологию 2? Конечно. Фирмы захотят применять наиболее эффективную технологию, потому что она приносит наивысшую прибыль.

Изменение либо технологии, либо цен на ресурсы может побудить фирму отказаться от технологии, которую она в данный момент применяет. Если цена рабочей силы упадет до 50 центов, технология 1 получит преимущество перед технологией 2. Фирмы обнаружат, что они могут сократить издержки, перейдя к технологии, где в большем объеме используется тот ресурс, цена которого снизилась. Вам стоит удостовериться, что при данных ценах на ресурсы совершенно новая технология, использующая одну единицу рабочей силы, четыре единицы земли, одну единицу капитала и одну единицу предпринимательской способности, окажется предпочтительнее всех трех технологий, представленных в табл. 4-1. (Ключевой вопрос 8.)

Распределение совокупного продукта

Рыночная система решает проблему распределения всей произведенной продукции двояким способом. В общем случае любой данный продукт распределяется между потребителями, исходя из их желания и способности заплатить за него существующую рыночную цену. Если цена продукта X составляет 1 дол. за единицу, те покупатели, которые хотят и могут заплатить такую цену, получат единицу этого продукта, а те, которые не хотят или не могут, не получат. В этом заключается нормативная функция равновесных цен.

Величина денежных доходов потребителей определяет их возможность заплатить равновесную цену за продукт X и другие товары. А денежные доходы зависят от количества людских и материальных ресурсов, которые поставляет получатель дохода, и от их цены на рынке ресурсов. Таким образом, цены на ресурсы играют ключевую роль в определении размера денежного дохода, который каждое домохозяйство предлагает в обмен на часть совокупного общественного продукта. В пределах, ограниченных денежным доходом потребителя, только от его готовности заплатить равновесную цену за продукт X зависит, попадет ли некоторое количество этого конкретного товара к этому конкретному человеку. А желание и готовность потребителя купить продукт X зависит от того, отдает ли он предпочтение этому продукту в сравнении с доступными заменителями, а также от соотношения цен на них. Таким образом, цена продукта играет ключевую роль в определении структуры расходов потребителей.

Рыночная система как механизм распределения произведенной продукции не имеет ничего общего с этикой. Домашние хозяйства, сосредоточившие в своих руках значительные объемы материальных ресурсов благодаря системе наследования, в результате тяжелого труда и бережливости, с помощью деловой хватки или обмана, получают доходы и распоряжаются большими долями совокупного продукта, произведенного экономикой. Другие, поставляющие на рынок неквалифицированные и относительно непроизводительные, а в силу этого малооплачиваемые трудовые ресурсы, получают скудные денежные доходы и незначительные доли общественного продукта.

Приспособление к изменениям

Индустриальные общества динамичны: предпочтения потребителей, технологии и состав предлагаемых ресурсов здесь весьма изменчивы. Это означает, что та конкретная структура распределения ресурсов, которая сейчас является наиболее эффективной при данном сочетании потребительских вкусов, данном наборе альтернативных технологий и данном составе ресурсов, устареет и станет неэффективной, когда изменятся предпочтения потребителей, будут открыты новые технологии производства и изменится состав предлагаемых ресурсов. Способна ли рыночная экономика приспосабливаться к этим изменениям так, чтобы ресурсы использовались по-прежнему эффективно?

Ориентирующая функция цен. Предположим, что вкусы потребителей изменились. А конкретнее, предположим, что под воздействием усилившейся склонности к здоровому образу жизни потребители решили, что им нужно больше велосипедов и меньше сигарет, чем экономика производит в настоящее время. Это изменение вкусов потребителей будет донесено до производителей через увеличение спроса на велосипеды и снижение спроса на сигареты. Цены на велосипеды будут расти, а цены на сигареты падать. Если допустить, что до этих изменений потребительского спроса фирмы в обеих отраслях получали строго нормальную прибыль, то увеличение цен на велосипеды будет означать экономическую прибыль для велосипедной промышленности, а снижение цен на сигареты — убытки для табачной индустрии. Личный интерес побудит новых конкурентов вступить в преуспевающую велосипедную отрасль. А убытки со временем заставят фирмы покинуть испытывающую трудности табачную отрасль.

Эти корректировки в предпринимательском секторе соответствуют изменениям вкусов потребителей. Общество, то есть потребители, требует больше велосипедов и меньше сигарет, а именно это оно получает, по мере того как велосипедная промышленность расширяется, а табачная сокращается. Эти корректировки отражают действие диктата потребителей.

В наших рассуждениях предполагается, что поставщики ресурсов не возражают против подобных изменений. Может ли рыночная система побудить поставщиков ресурсов перераспределить людские и материальные ресурсы из отрасли, производящей сигареты, в велосипедную промышленность, позволяя тем самым увеличить производство велосипедов за счет сокращения выпуска сигарет? Разумеется, да.

Экономические прибыли, возникающие сразу же вслед за повышением спроса на велосипеды, не только побуждают эту отрасль к расширению, но также обеспечивают ее средствами на приобретение ресурсов, необходимых для этого роста. Более высокие цены на велосипеды позволяют фирмам в этой отрасли покупать ресурсы также по более высоким ценам, увеличивая тем самым величину спроса на них и привлекая ресурсы из альтернативных сфер занятости.

Обратная ситуация складывается в переживающей спад табачной промышленности. Убытки, последовавшие за спадом потребительского спроса, вызовут уменьшение спроса на ресурсы со стороны этой отрасли. Работники и другие ресурсы, высвободившиеся при сокращении табачной промышленности, могут теперь найти себе применение в растущей велосипедной индустрии. Более того, возросший спрос на ресурсы со стороны велосипедной промышленности означает более высокие цены на ресурсы в этой отрасли, чем в табачной, где снижение спроса на ресурсы снизило цену на них. Образовавшееся в результате различие в ценах на ресурсы послужит для их владельцев стимулом к перераспределению ресурсов из табачной в велосипедную промышленность. А это то самое перераспределение, которое необходимо для роста велосипедной отрасли и сокращения производства сигарет.

Способность рыночной системы сообщать об изменениях таких важнейших параметров, как вкусы потребителей, и вызывать соответствующую реакцию со стороны фирм и поставщиков ресурсов называется направляющей, или ориентирующей, функцией цен. Воздействуя на товарные цены и на прибыли, изменения вкусов потребителей управляют расширением одних отраслей и сокращением других. Эти корректировки доходят до рынка ресурсов, так как растущим отраслям требуется больше ресурсов, а сокращающимся — меньше. Возникающие в результате изменения цен на ресурсы направляют ресурсы из сокращающихся отраслей в растущие. В отсутствие рыночного механизма эту функцию - направления хозяйственных единиц и ресурсов на производство определенной продукции — должно было бы взять на себя какое-то административное ведомство, вероятнее всего - государственный налоговый орган.

Аналогичными рассуждениями можно показать, что рыночная система в состоянии приспособиться и к другим фундаментальным изменениям, например изменениям технологии и относительной структуры предложения различных ресурсов.

Побуждения к прогрессу. Одно дело - приспосабливаться к изменениям, и совсем другое - вызывать изменения, особенно в желательном направлении. Благоприятствует ли конкурентная рыночная система совершенствованию технологии и накоплению капитала — взаимосвязанным изменениям, которые способствуют повышению производительности и уровню материального благосостояния общества?

Технический прогресс. Конкурентная рыночная система создает побуждения к техническому прогрессу. Фирма, разработавшая новую технологию, снижающую издержки, имеет временное преимущество перед своими конкурентами. Более низкие издержки производства означают для фирмы-новатора получение экономической прибыли. Передавая часть снижения издержек потребителю через сниженную цену продукта, фирма способна увеличить объем продаж и добиться получения экономической прибыли за счет конкурирующих компаний. Более того, конкурентная рыночная система создает обстановку, благоприятствующую быстрому распространению технологического прогресса по всей отрасли. Конкуренты вынуждены следовать за наиболее прогрессивной фирмой, иначе их незамедлительно постигнет расплата в виде убытков и, возможно, даже банкротства.

Снижение цены на продукцию, которого позволяет добиться технический прогресс, побуждает передовую отрасль к расширению. Это расширение может произойти в результате увеличения объема производства уже существующими в отрасли фирмами или в результате вступления в данную отрасль других фирм, привлеченных экономической прибылью, возникшей благодаря техническому прогрессу. Это расширение, то есть перемещение ресурсов из менее прогрессивных в более прогрессивные отрасли, - вполне закономерный процесс. Для поддержания уровня эффективности использования ограниченных ресурсов необходимо постоянно перераспределять эти ресурсы из отраслей, производственная технология которых относительно менее эффективна, в отрасли с относительно более эффективной технологией производства.

Накопление капитала. Но технический прогресс, как правило, требует большого количества инвестиционных товаров. Предприниматель, занимающийся нововведениями, может через рыночную систему «заказать» ресурсы, необходимые для производства станков и оборудования, от которых зависит технический прогресс.

Если голосование долларом передает обществу сигнал в пользу инвестиционных товаров, рынки продуктов и ресурсов подстроятся под этот выбор, увеличив производство инвестиционных товаров.

Но кто именно учитывает «голоса» за инвестиционные товары? В первую очередь предприниматель, который как получатель прибыли может выделить часть этой прибыли на накопление инвестиционных товаров. Сделав это, он, возможно, получит в будущем еще больше прибыли, если нововведения окажутся успешными. Кроме того, выплачивая проценты, предприниматели могут взять в долг часть дохода домохозяйств и использовать эти заемные средства как дополнительные «долларовые голоса» в пользу инвестиционных товаров.

Конкуренция и управление

В условиях чистого капитализма рыночная система является организационным механизмом, а конкуренция служит механизмом управления. Через спрос и предложение нужды потребителей (общества) доходят до фирм, а от них - до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция побуждает фирмы и поставщиков ресурсов реагировать должным образом.

Приведем пример. Мы видели, что увеличение потребительского спроса на некий продукт поднимает цену этого продукта и приносит экономическую прибыль. Эта прибыль сообщает производителям о том, что обществу требуется больше данного продукта. Именно конкуренция - появление новых фирм в отрасли - приводит одновременно к увеличению объема производства и снижению цены продукта до уровня, точно соответствующего издержкам производства. Однако, если бы в данной отрасли действовала лишь одна огромная фирма (монополист), способная препятствовать появлению потенциальных конкурентов, эта фирма продолжала бы получать экономическую прибыль.

Но конкуренция не только гарантирует ответные действия, соответствующие потребностям общества. Она также принуждает фирмы использовать наиболее эффективную технологию производства. На конкурентном рынке фирма, не способная применять технологию, обеспечивающую наименьшие издержки, будет в конце концов вытеснена более эффективными фирмами. И мы уже видели, что конкуренция обеспечивает благоприятные условия для технического прогресса.

«Невидимая рука»

Действие конкурентной рыночной системы и ее способность адаптироваться к изменениям создают любопытное и важное единство - единство частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, действующие в собственных интересах в рамках остроконкурентной рыночной системы, одновременно как будто направляемые «невидимой рукой», способствуют удовлетворению государственных или общественных интересов. Например, мы видели, что в конкурентной среде при производстве данного объема продукции фирмы используют требующую наименьших затрат комбинацию ресурсов, поскольку это соответствует их личным интересам. Действовать иначе означало бы отказаться от прибыли или даже подвергать себя риску банкротства. Но в то же время ясно, что использование ограниченных ресурсов с наименьшими издержками, то есть наиболее эффективно, соответствует интересам общества. Иной образ действий означал бы производство данного товара с большими издержками или необходимость пожертвовать производством необходимых альтернативных товаров.

В нашем примере с велосипедами и сигаретами именно личный интерес, пробуждаемый и направляемый конкурентной рыночной системой, вызвал ответные действия, соответствующие изменениям в потребностях общества. Фирмы, стремящиеся получать более высокие прибыли и избегать убытков, с одной стороны, и поставщики ресурсов, добивающиеся большего денежного вознаграждения за них, - с другой, договариваются между собой о необходимых изменениях в распределении ресурсов и, следовательно, о структуре выпускаемой продукции, которая требуется обществу. Конкуренция управляет частными интересами таким образом, что они автоматически, непреднамеренно способствуют удовлетворению интересов общества. Концепция «невидимой руки» утверждает, что, когда фирмы добиваются максимальных прибылей, внутренний общественный продукт также максимизируется.

Достоинства рыночной системы

Рассматривая, как действует рыночная система, мы упоминали и о ее достоинствах. Однако три из них достойны особого внимания.

Эффективность. Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному использованию ресурсов. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы на производство товаров и услуг, в которых общество более всего нуждается. Она побуждает использовать наиболее эффективную организацию производства и стимулирует разработку и внедрение новых, более эффективных технологий.

Стимулы. Рыночная система весьма эффективна в применении стимулов. Больший трудовой вклад означает более высокий денежный доход, который обеспечивает более высокий уровень жизни. Точно так же и риск, который берут на себя предприниматели, может обернуться значительной прибылью. Успешные нововведения тоже могут принести экономическую прибыль.

Свобода. Основной неэкономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она опирается на личную свободу. В противоположность централизованному планированию рыночная система управляет деятельностью без принуждения. Рыночная система допускает свободу предпринимательства и выбора и процветает на этой основе. Предприниматели и рабочие не перегоняются правительственными директивами из отрасли в отрасль ради достижения производственных целей, установленных каким-то государственным ведомством. Напротив, они вольны преследовать свой личный интерес, получая за это соответствующее вознаграждение или наказание от самой рыночной системы.

Краткое повторение 4-3

  • Структура производства в конкурентной рыночной системе определяется прибылями. Прибыли вызывают расширение отрасли, убытки - сокращение.
  • Конкуренция побуждает фирмы использовать производственные методы, обеспечивающие наименьшие издержки (наиболее эффективные).
  • Распределение произведенного продукта в рыночной экономике определяется доходами потребителей и ценой продукции.
  • Конкурентные рынки осуществляют перераспределение ресурсов в ответ на изменение вкусов потребителей, технический прогресс и изменения в структуре предложения ресурсов.

Назад к бартеру

Несмотря на преимущества денег, существуют доказательства того, что бартерный обмен представляет собой «растущую отрасль».

Поскольку деньги облегчают обмен, может показаться странным, что значительный и все увеличивающийся объем внутренней и международной торговли осуществляется посредством бартерного обмена.

Предположим, что вы владеете маленькой фирмой, продающей оборудование для телевизионных станций. Экономика переживает спад, дела идут плохо, приток денег уменьшается, и у вас скопилось куда больше товарных запасов, чем вам хотелось бы. Что вы предпринимаете? Вы обращаетесь на местную телевизионную станцию, которой требуется новое оборудование. Но она тоже ощущает на себе последствия спада. Ее доходы от рекламы упали, и она также столкнулась с проблемой сокращения притока наличных денег. И вы заключаете сделку. Вы поставляете оборудование на 50 тыс. дол. в обмен на «бесплатную» рекламу стоимостью 50 тыс. дол. Преимущества для продавца: вы отдаете невостребованное оборудование, снижая затраты на складские услуги и страхование. Кроме того, вы получаете ценное рекламное время. Телевизионная станция получает нужное ей оборудование и платит за него рекламным временем, которое иначе могло остаться невостребованным. Обе стороны выигрывают, и при этом никакие деньги не переходят из рук в руки.

На международном уровне фирма может столкнуться с препятствиями при продаже своих товаров странам, не имеющим «твердой» (конвертируемой) валюты типа доллара, марки или иены. Бартер помогает преодолеть эту проблему. Так, компания Arcon Manufacturing из Северной Каролины продала зерновой силос никарагуанской фирме, зная, что у покупателя нет твердой валюты, чтобы заплатить за покупку. Arcon получила оплату в виде семян кунжута, которые отправила производителю на Среднем Востоке, способному заплатить ей твердой валютой. PepsiCo обменивает концентраты «колы» на русскую водку. Coca-Cola обменивает свой концентрат на египетские апельсины, турецкую томатную пасту, польское пиво и венгерские бутылки для безалкогольных напитков. В последнее время крупные американские нефтяные компании, такие, как Chevron и Amoco, договорились о создании совместных предприятий с бывшим Советским Союзом, основанных на бартере. Россияне получают современное капитальное оборудование и новые технологии, которые в конечном итоге позволяют увеличить добычу нефти; американские же нефтяные компании получают свою долю в виде неф™, а не в виде валюты.

Оценки масштабов бартерных сделок в пределах Соединенных Штатов сильно колеблются. По одной из оценок, в 1990 г. в бартерных сделках участвовало 175 тыс. фирм и стоимостный объем таких сделок составил 1 млрд дол., что в денежном выражении в 5 раз превышает уровень 19В0 г. По другой оценке, общий стоимостный объем бартерных сделок достигает 6 млрд дол. в год.

Рост популярности бартерного обмена отчасти является результатом развития специализированных «обменных компаний», координирующих бартерные сделки. Обменная компания предоставляет торговые кредиты своим членам, которые, собственно, и обеспечивают товары и услуги. При совершении покупок с этих кредитных счетов списываются соответствующие суммы. За свои услуги обменная компания получает членские взносы, а также определенный процент от каждой сделки. В настоящее время в Америке действует более 400 таких обменных компаний.

Бартер требует множества длительных переговоров и искажает нормальный поток открытой многосторонней торговли (рис. 4-1). Тем не менее, как ясно из наших примеров, бартер иногда способствует заключению взаимовыгодных сделок, которые в любом ином случае просто не могли бы осуществиться.

РЕЗЮМЕ

  1. Для капиталистической системы характерны частная собственность на ресурсы и личная свобода выбора вида экономической деятельности как средства повышения материального благосостояния человека. Личный интерес служит движущей силой такой экономической системы, а конкуренция выполняет в ней роль регулирующего и контролирующего механизма.
  2. Капиталистическое производство не организуется на основе правительственного плана, а использует рыночную систему как орудие организации и обеспечения эффективности мириад индивидуальных решений, определяющих, что следует производить, а также способы производства и распределения продукта. Согласно капиталистической идеологии правительство играет незначительную и относительно пассивную роль в экономике.
  3. Специализация и передовые технологии, основанные на широком использовании средств производства, присущи всем современным экономическим системам.
  4. Деньги, выполняющие функцию средства обращения, разрешают трудности, связанные с бартерной торговлей, и тем самым способствуют углублению специализации как в национальном, так и в мировом масштабе.
  5. Каждая экономика сталкивается с необходимостью ответить на пять фундаментальных вопросов:

    а. В каком объеме следует использовать имеющиеся ресурсы?
    6. Какие товары и услуги нужно производить?
    в. Как именно их следует производить?
    г. Среди кого следует распределять произведенную продукцию?
    д. Способна ли система приспосабливаться к изменениям вкусов потребителей, структуры предложения ресурсов и технологии?

  6. В рыночной экономике производят такие продукты, изготовление и продажа которых приносят общий доход, достаточный для покрытия всех издержек, включая нормальную прибыль. Продукты, не приносящие нормальной прибыли, не производятся.
  7. Экономические прибыли указывают на то, что отрасль преуспевает, и побуждают ее к расширению. Убытки означают, что отрасль не является преуспевающей, и ведут к ее сокращению.
  8. Суверенитет потребителей означает, что фирмы и поставщики ресурсов направляют свои усилия в соответствии с нуждами потребителей.
  9. Конкуренция побуждает фирмы использовать обеспечивающие наименьшие издержки, то есть наиболее эффективные с экономической точки зрения, производственные технологии.
  10. Цены, определяемые количеством и типами ресурсов, поставляемых домохозяйствами, диктуют, какую часть национального продукта в денежном выражении рассчитывает получить каждое домохозяйство. В пределах денежных доходов домохозяйств структуру распределения совокупного продукта определяют предпочтения потребителей и относительные цены товаров.
  11. Конкурентная рыночная система обладает способностью доводить информацию об изменениях вкусов потребителей до поставщиков ресурсов и предпринимателей, вызывая тем самым соответствующие поправки в распределении ресурсов экономики. Кроме того, конкурентная рыночная система создает условия, благоприятствующие техническому прогрессу и накоплению капитала.
  12. Конкуренция - основной механизм управления в рыночной экономике — способствует единству частных и общественных интересов; как будто ведомая «невидимой рукой», конкуренция управляет интересами фирм и поставщиков ресурсов, одновременно соблюдая общественный интерес в эффективном использовании ограниченных ресурсов. Общее представление о функционировании капиталистической системы может дать кругооборот дохода. Эта упрощенная модель фиксирует продуктовые и ресурсные рынки и демонстрирует важнейшие потоки «доходы-расходы» и потоки «ресурсы-продукция», образующие кровеносную систему капиталистической экономики.


экономикс