| Механизм административно-правового регулирования
4.1. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования
Механизм административно-правового 
регулирования - совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами 
общества и государства. 
Общая характеристика механизма административно-правового регулирования: представляет собой совокупность юридических 
средств;средства носят административно-правовой характер;объектом воздействия выступают управленческие отношения;направлено на решение задач 
общества и государства;активизирует субъекты управленческих отношений;повышает уровень их правосознания, правовой культуры;обеспечивается 
принудительной силой государства.
 
Элементы механизма административно-правового регулирования: принципы административного 
права;административно-правовые нормы;акты официального толкования административно-правовых норм;акты применения административно-правовых 
норм;административно-правовые отношения.
 
4.2. Стадии и способы административно-правового регулирования
Стадии административно-правового регулирования: регламентация управленческих отношений (издание нормативных правовых актов, содержащих 
нормы административного права);возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;конкретизация субъективных прав и юридических 
обязанностей;реализация субъективных прав и юридических обязанностей;защита субъективных прав и обеспечение юридических обязанностей при нарушении 
прав и свобод в сфере управления, при наличии спора в праве.
 Существуют следующие 
способы административно-правового регулирования: 
императивный (категорический, властный) – способ воздействия, не допускающий отступлений от требований правовых предписаний;
диспозитивный 
(автономный) – способ воздействия, предоставляющий субъектам управленческих отношений возможность урегулировать отношения между собой в пределах, 
определенных законом;
рекомендательный - способ воздействия, предлагающий субъектам управленческих отношений наиболее целесообразный вариант 
поведения с позиции действующего законодательства;
поощрительный - способ воздействия, стимулирующий активное поведение участников управленческих 
отношений путем обещания и применения мер поощрения за определенный вариант поведения при наличии объективно признаваемого факта заслуги.
 
4.3. Принципы административного права
Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного 
права и выражающие его сущность, составляют 
принципы административного права, которые: определяют юридическую природу административного 
права;закрепляются в административно-правовых нормах;являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного 
права;выступают средством ликвидации пробелов в административном праве;обусловлены уровнем развития общества и государства.
 К принципам 
административного права относятся следующие. 1. 
Принцип демократии (народовластия). Он находит свое проявление в сфере правотворчества и 
правореализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном 
(референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В 
правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного 
контроля. 2. 
Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и 
основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и 
нормам международного права и международным договорам РФ. 3. 
Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за 
нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер 
государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической 
ответственности. 4. 
Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной 
власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения. 5. 
Принцип гуманизма. Заключается в юридическом 
признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих 
отношений. 6. 
Принцип справедливости. Требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это 
наступают. 7. 
Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, 
языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, 
а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам 
социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Можно назвать два способа закрепления принципов административного права в 
законодательстве: текстуальный, который закреплен в конкретной статье нормативного правового акта, и смысловой – вычленяется из анализа содержания 
нормативного правового акта. 
4.4. Административно-правовые нормы
Административно-правовые 
нормы это общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее 
общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности 
общества. 
Особенности административно-правовых норм: являются разновидностью юридических норм;объектом регулирования выступают особого 
рода общественные отношения – управленческие;административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного 
управления;устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;содержатся в 
нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);имеют представительно-обязывающий 
характер;обеспечиваются мерами государственного принуждения;преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;во многих случаях 
регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).
 
Структура 
административно-правовой нормы – ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов. 
Элементы структуры административно-правовой 
нормы: гипотеза– часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;диспозиция – 
часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления;санкция – часть административно-правовой нормы, 
указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.
 Выделяют следующие 
виды административно-правовых норм. 1. 
По 
предмету правового регулирования: материальные – закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие; 
процессуальные – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм. 2. 
По функциям права: регулятивные – 
регулирующие позитивные управленческие отношения; охранительные – регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений, 
чуждых данному обществу. 3. 
По методу правового регулирования: императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в 
сфере управления; диспозитивные – дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической 
альтернативы; рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения 
стоящих перед ними задач; поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта 
заслуги. 4. 
По содержанию предписания: управомочивающие – нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений, 
выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; обязывающие – нормы, закрепляющие юридические 
обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения; запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на 
совершение определенных действий в сфере государственного управления. 5. 
По адресату: регламентирующие организацию и деятельность органов 
исполнительной власти; административно-правовой статус государственных служащих; организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений; 
отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур; административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; 
административно-правовой статус граждан. 6. 
По действию в пространстве: федеральные – действующие в пределах Российской Федерации; региональные 
(окружные) – действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа); субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ; муниципальные – 
действующие в пределах муниципального образования; локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации. 7. 
По действию во 
времени: срочные – нормы, для которых определен срок действия; бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или 
юридической отмены; чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств. 8. 
По кругу лиц общего действия – 
регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений; специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы 
субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.). 9. 
По юридической силе: законодательные – содержащиеся 
в нормативных правовых актах высшей юридической силы; подзаконные – содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах. 
10. По характеру юридической 
защиты: охраняемые в судебном порядке; охраняемые во внесудебном (административном) порядке. 
Реализация административно-правовых норм – это 
практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений. 
Формы (виды) 
реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение. 
Исполнение - форма реализации предписывающих 
административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей. 
Соблюдение - форма 
реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под 
угрозой наказания. 
Использование - форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим 
активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права. 
Применение - особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в 
разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов. 
4.5. Акты официального толкования административно-правовых норм
Толкование административно-правовых норм 
деятельность органов государственной власти, должностных лиц, общественных объединений и отдельных граждан по установлению содержания административно-
правовой нормы, раскрытию выраженной в ней государственной воли. 
Элементы толкования административно-правовых норм: уяснение сущности 
толкуемой административно-правовой нормы;разъяснение сущности толкуемой нормы.
 
Способы толкования – совокупность способов, приемов и средств, 
направленная на уяснение смысла и содержания толкуемой нормы. 
Виды способов толкования:  грамматический (филологический, языковый, 
текстовый);логический;систематический;историко-политический;специально-юридический.
 
Виды толкования административно-правовых норм по 
субъектам: официальное – дается специально уполномоченными субъектами (государственными органами или должностными лицами) и содержится в специальном 
юридическом интерпретационном акте; неофициальное – дается субъектами, не наделенными официальными полномочиями по разъяснению содержания административно-
правовых норм, и не имеет установленной формы. 
Акты официального толкования административно-правовых норм - это вид юридических актов, принятых 
уполномоченными государственными органами и должностными лицами в установленном порядке и содержащих разъяснение административно-правовых норм. 
Особенности актов официального толкования административно-правовых норм: не устанавливают новых административно-правовых норм, не отменяют и не 
изменяют их содержания;принимаются уполномоченными субъектами;раскрывают содержание толкуемой нормы;определяют порядок реализации толкуемой 
нормы;обладают юридической силой и подлежат применению только в течение срока действия толкуемой нормы;обладают государственно-властным 
характером;адресуются субъектам правоприменения.
 
По форме выражения акты могут быть письменными или устными. 
По юридической природе 
выделяют акты нормативного толкования и акты казуального толкования. 
По видам государственных органов: акты законодательных органов, акты 
исполнительных органов, акты судебных органов, акты органов прокуратуры. 
В зависимости от субъекта интерпретационной деятельности акты делятся на 
аутентичные и легальные. 
4.6. Акты применения административно-правовых норм
Акты применения 
административно-правовых норм представляют собой индивидуальное, государственно-властное веление, принятое уполномоченными субъектами в установленном 
порядке, содержащее разрешение конкретного управленческого дела на основе административно-правовых норм. 
Признаки актов административно-правовых 
норм: носят государственно-властный (обязательный) характер;принимаются компетентными субъектами государственного управления;индивидуализируют 
требования административно-правовых норм применительно к конкретной управленческой ситуации;применяются на основе и во исполнение законов, т. е. носят 
подзаконный характер;имеют чаще всего документальную форму;выступают юридическими фактами, т. е. влекут возникновение, изменение и прекращение 
правоотношений;принимаются в соответствии с установленной процедурой (порядком).
 
4.7. Административно-правовые отношения
Административно-правовые отношения это урегулированные административно-правовой нормой управленческие отношения, 
участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, установленными данной юридической нормой. 
Особенности 
административно-правовых отношений: это властные отношения, т. е. они обусловлены неравенством участников отношений;это результаты опосредования 
управленческих отношений административно-правовыми нормами;для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного 
характера;возникают в связи с практической деятельностью органов исполнительной власти;могут возникать по инициативе любой из сторон, согласие второй 
стороны необязательно;споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном (административном) порядке;при нарушении требований административно-
правовой нормы сторона отношений несет ответственность перед государством;по своей сути – организационные, т. е. направлены на организацию совместной 
деятельности людей и их коллективов.
 
Предпосылки административно-правовых отношений – совокупность условий и обстоятельств, без которых 
административно-правовые отношения не могут возникнуть. 
В состав предпосылок входят: административно-правовая норма, административная 
правосубъектность и юридический факт. Среди 
элементов административно-правовых отношений можно назвать субъекты административно-правовых отношений, 
объекты административно-правовых отношений, содержание административно-правовых отношений. 
Субъект административно-правовых отношений – участник 
административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями. Можно 
выделить следующие 
виды субъектов: физические лица (граждане), государственные органы и их структурные подразделения, государственные служащие, 
общественные (некоммерческие) объединения, предприятия, учреждения, организации и др. 
Объекты административно-правовых отношений – то, по поводу 
чего возникло, изменилось или было прекращено административно-правовое отношение. 
Виды объектов: предметы материального мира (земля, леса, деньги и т. 
п.), продукты духовного творчества (произведения искусства, литературы, кино и др.), личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство и т. 
п.), поведение участников правоотношений (выражается в действиях и бездействии), результаты поведения участников правоотношений (последствия, к которым 
привело то или иное действие или бездействие). 
Содержание административно-правовых отношений – совокупность прав и обязанностей участников 
административно-правовых отношений. 
Юридический факт - конкретное жизненное обстоятельство, с которым административно-правовая норма связывает 
возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. 
По порождаемым последствиям существуют правообразующие, пра-
воизменяющие и правопрекращающие юридические факты. 
По форме проявления: положительные, с наличием которых административно-правовая норма связывает 
возникновение правоотношений; отрицательные, отсутствие которых необходимо для возникновения правоотношений. 
По связи с волей субъекта: события – 
факты, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения; действия – факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников 
правоотношения. 
По содержанию административно-правовые отношения делятся на: материальные – общественные отношения в сфере управления, 
урегулированные материальными нормами административного права; процессуальные – управленческие отношения, урегулированные на основе административно-
процессуальных норм. 
По функциям права: регулятивные отношения – складывающиеся на основе регулятивных административно-правовых норм, и 
охранительные – складывающиеся на основе охранительных административно-правовых норм. 
По характеру связей между участниками правоотношений: 
вертикальные – отношения «власть – подчиненный»; горизонтальные – отношения между несоподчиненными субъектами административного права. 
По характеру 
юридических фактов: отношения, порожденные правомерными действиями, порожденные неправомерными действиями и порожденные событиями. 
В зависимости от 
конкретных целей возникновения управленческих отношений: внутренние – отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением 
принципов взаимодействия между управленческими структурами, отношений между работниками внутри управленческой структуры; внешние – отношения, связанные с 
непосредственной реализацией внешних функций управления. 
В зависимости от способа защиты: отношения, защищаемые в судебном порядке и защищаемые во 
внесудебном (административном) порядке.
 
 Бахрах Д.Н. Административное право | Звоненко Д.П. Административное право | Костькова О.В. Административное право | Кушнир И.В. Административное право | Макарейко Н.В. Административное право
 |