Механизм административно-правового регулирования
4.1. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования
Механизм административно-правового
регулирования - совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами
общества и государства.
Общая характеристика механизма административно-правового регулирования: - представляет собой совокупность юридических
средств;
- средства носят административно-правовой характер;
- объектом воздействия выступают управленческие отношения;
- направлено на решение задач
общества и государства;
- активизирует субъекты управленческих отношений;
- повышает уровень их правосознания, правовой культуры;
- обеспечивается
принудительной силой государства.
Элементы механизма административно-правового регулирования: - принципы административного
права;
- административно-правовые нормы;
- акты официального толкования административно-правовых норм;
- акты применения административно-правовых
норм;
- административно-правовые отношения.
4.2. Стадии и способы административно-правового регулирования
Стадии административно-правового регулирования: - регламентация управленческих отношений (издание нормативных правовых актов, содержащих
нормы административного права);
- возникновение субъективных прав и юридических обязанностей;
- конкретизация субъективных прав и юридических
обязанностей;
- реализация субъективных прав и юридических обязанностей;
- защита субъективных прав и обеспечение юридических обязанностей при нарушении
прав и свобод в сфере управления, при наличии спора в праве.
Существуют следующие
способы административно-правового регулирования: -
императивный (категорический, властный) – способ воздействия, не допускающий отступлений от требований правовых предписаний;
-
диспозитивный
(автономный) – способ воздействия, предоставляющий субъектам управленческих отношений возможность урегулировать отношения между собой в пределах,
определенных законом;
-
рекомендательный - способ воздействия, предлагающий субъектам управленческих отношений наиболее целесообразный вариант
поведения с позиции действующего законодательства;
-
поощрительный - способ воздействия, стимулирующий активное поведение участников управленческих
отношений путем обещания и применения мер поощрения за определенный вариант поведения при наличии объективно признаваемого факта заслуги.
4.3. Принципы административного права
Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного
права и выражающие его сущность, составляют
принципы административного права, которые: - определяют юридическую природу административного
права;
- закрепляются в административно-правовых нормах;
- являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного
права;
- выступают средством ликвидации пробелов в административном праве;
- обусловлены уровнем развития общества и государства.
К принципам
административного права относятся следующие. 1.
Принцип демократии (народовластия). Он находит свое проявление в сфере правотворчества и
правореализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном
(референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В
правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного
контроля. 2.
Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и
основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и
нормам международного права и международным договорам РФ. 3.
Принцип взаимной ответственности государства и личности. Заключается в том, что за
нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер
государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической
ответственности. 4.
Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения. 5.
Принцип гуманизма. Заключается в юридическом
признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих
отношений. 6.
Принцип справедливости. Требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это
наступают. 7.
Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем. Все граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям,
а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам
социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Можно назвать два способа закрепления принципов административного права в
законодательстве: текстуальный, который закреплен в конкретной статье нормативного правового акта, и смысловой – вычленяется из анализа содержания
нормативного правового акта.
4.4. Административно-правовые нормы
Административно-правовые
нормы это общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее
общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности
общества.
Особенности административно-правовых норм: - являются разновидностью юридических норм;
- объектом регулирования выступают особого
рода общественные отношения – управленческие;
- административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного
управления;
- устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;
- содержатся в
нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);
- имеют представительно-обязывающий
характер;
- обеспечиваются мерами государственного принуждения;
- преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;
- во многих случаях
регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).
Структура
административно-правовой нормы – ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов.
Элементы структуры административно-правовой
нормы: - гипотеза– часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;
- диспозиция –
часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления;
- санкция – часть административно-правовой нормы,
указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.
Выделяют следующие
виды административно-правовых норм. 1.
По
предмету правового регулирования: материальные – закрепляющие юридический статус управленческих отношений, их непосредственно регулирующие;
процессуальные – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм. 2.
По функциям права: регулятивные –
регулирующие позитивные управленческие отношения; охранительные – регулирующие управленческие отношения, связанные с их защитой и вытеснением отношений,
чуждых данному обществу. 3.
По методу правового регулирования: императивные – содержат категорические требования в отношении варианта поведения в
сфере управления; диспозитивные – дающие возможность участникам управленческих отношений выбирать вариант поведения исходя из имеющейся юридической
альтернативы; рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения
стоящих перед ними задач; поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта
заслуги. 4.
По содержанию предписания: управомочивающие – нормы, в которых закрепляются субъективные права участников управленческих отношений,
выражается юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; обязывающие – нормы, закрепляющие юридические
обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения; запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на
совершение определенных действий в сфере государственного управления. 5.
По адресату: регламентирующие организацию и деятельность органов
исполнительной власти; административно-правовой статус государственных служащих; организацию и деятельность государственных предприятий и учреждений;
отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур; административно-правовой статус общественных объединений и их служащих;
административно-правовой статус граждан. 6.
По действию в пространстве: федеральные – действующие в пределах Российской Федерации; региональные
(окружные) – действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа); субъектов РФ – действующие в пределах субъекта РФ; муниципальные –
действующие в пределах муниципального образования; локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации. 7.
По действию во
времени: срочные – нормы, для которых определен срок действия; бессрочные – нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или
юридической отмены; чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств. 8.
По кругу лиц общего действия –
регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений; специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы
субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.). 9.
По юридической силе: законодательные – содержащиеся
в нормативных правовых актах высшей юридической силы; подзаконные – содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.
10. По характеру юридической
защиты: охраняемые в судебном порядке; охраняемые во внесудебном (административном) порядке.
Реализация административно-правовых норм – это
практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.
Формы (виды)
реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.
Исполнение - форма реализации предписывающих
административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.
Соблюдение - форма
реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под
угрозой наказания.
Использование - форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим
активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права.
Применение - особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в
разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.
4.5. Акты официального толкования административно-правовых норм
Толкование административно-правовых норм
деятельность органов государственной власти, должностных лиц, общественных объединений и отдельных граждан по установлению содержания административно-
правовой нормы, раскрытию выраженной в ней государственной воли.
Элементы толкования административно-правовых норм: - уяснение сущности
толкуемой административно-правовой нормы;
- разъяснение сущности толкуемой нормы.
Способы толкования – совокупность способов, приемов и средств,
направленная на уяснение смысла и содержания толкуемой нормы.
Виды способов толкования: - грамматический (филологический, языковый,
текстовый);
- логический;
- систематический;
- историко-политический;
- специально-юридический.
Виды толкования административно-правовых норм по
субъектам: официальное – дается специально уполномоченными субъектами (государственными органами или должностными лицами) и содержится в специальном
юридическом интерпретационном акте; неофициальное – дается субъектами, не наделенными официальными полномочиями по разъяснению содержания административно-
правовых норм, и не имеет установленной формы.
Акты официального толкования административно-правовых норм - это вид юридических актов, принятых
уполномоченными государственными органами и должностными лицами в установленном порядке и содержащих разъяснение административно-правовых норм.
Особенности актов официального толкования административно-правовых норм: - не устанавливают новых административно-правовых норм, не отменяют и не
изменяют их содержания;
- принимаются уполномоченными субъектами;
- раскрывают содержание толкуемой нормы;
- определяют порядок реализации толкуемой
нормы;
- обладают юридической силой и подлежат применению только в течение срока действия толкуемой нормы;
- обладают государственно-властным
характером;
- адресуются субъектам правоприменения.
По форме выражения акты могут быть письменными или устными.
По юридической природе
выделяют акты нормативного толкования и акты казуального толкования.
По видам государственных органов: акты законодательных органов, акты
исполнительных органов, акты судебных органов, акты органов прокуратуры.
В зависимости от субъекта интерпретационной деятельности акты делятся на
аутентичные и легальные.
4.6. Акты применения административно-правовых норм
Акты применения
административно-правовых норм представляют собой индивидуальное, государственно-властное веление, принятое уполномоченными субъектами в установленном
порядке, содержащее разрешение конкретного управленческого дела на основе административно-правовых норм.
Признаки актов административно-правовых
норм: - носят государственно-властный (обязательный) характер;
- принимаются компетентными субъектами государственного управления;
- индивидуализируют
требования административно-правовых норм применительно к конкретной управленческой ситуации;
- применяются на основе и во исполнение законов, т. е. носят
подзаконный характер;
- имеют чаще всего документальную форму;
- выступают юридическими фактами, т. е. влекут возникновение, изменение и прекращение
правоотношений;
- принимаются в соответствии с установленной процедурой (порядком).
4.7. Административно-правовые отношения
Административно-правовые отношения это урегулированные административно-правовой нормой управленческие отношения,
участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, установленными данной юридической нормой.
Особенности
административно-правовых отношений: - это властные отношения, т. е. они обусловлены неравенством участников отношений;
- это результаты опосредования
управленческих отношений административно-правовыми нормами;
- для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного
характера;
- возникают в связи с практической деятельностью органов исполнительной власти;
- могут возникать по инициативе любой из сторон, согласие второй
стороны необязательно;
- споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном (административном) порядке;
- при нарушении требований административно-
правовой нормы сторона отношений несет ответственность перед государством;
- по своей сути – организационные, т. е. направлены на организацию совместной
деятельности людей и их коллективов.
Предпосылки административно-правовых отношений – совокупность условий и обстоятельств, без которых
административно-правовые отношения не могут возникнуть.
В состав предпосылок входят: административно-правовая норма, административная
правосубъектность и юридический факт. Среди
элементов административно-правовых отношений можно назвать субъекты административно-правовых отношений,
объекты административно-правовых отношений, содержание административно-правовых отношений.
Субъект административно-правовых отношений – участник
административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями. Можно
выделить следующие
виды субъектов: физические лица (граждане), государственные органы и их структурные подразделения, государственные служащие,
общественные (некоммерческие) объединения, предприятия, учреждения, организации и др.
Объекты административно-правовых отношений – то, по поводу
чего возникло, изменилось или было прекращено административно-правовое отношение.
Виды объектов: предметы материального мира (земля, леса, деньги и т.
п.), продукты духовного творчества (произведения искусства, литературы, кино и др.), личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство и т.
п.), поведение участников правоотношений (выражается в действиях и бездействии), результаты поведения участников правоотношений (последствия, к которым
привело то или иное действие или бездействие).
Содержание административно-правовых отношений – совокупность прав и обязанностей участников
административно-правовых отношений.
Юридический факт - конкретное жизненное обстоятельство, с которым административно-правовая норма связывает
возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.
По порождаемым последствиям существуют правообразующие, пра-
воизменяющие и правопрекращающие юридические факты.
По форме проявления: положительные, с наличием которых административно-правовая норма связывает
возникновение правоотношений; отрицательные, отсутствие которых необходимо для возникновения правоотношений.
По связи с волей субъекта: события –
факты, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения; действия – факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников
правоотношения.
По содержанию административно-правовые отношения делятся на: материальные – общественные отношения в сфере управления,
урегулированные материальными нормами административного права; процессуальные – управленческие отношения, урегулированные на основе административно-
процессуальных норм.
По функциям права: регулятивные отношения – складывающиеся на основе регулятивных административно-правовых норм, и
охранительные – складывающиеся на основе охранительных административно-правовых норм.
По характеру связей между участниками правоотношений:
вертикальные – отношения «власть – подчиненный»; горизонтальные – отношения между несоподчиненными субъектами административного права.
По характеру
юридических фактов: отношения, порожденные правомерными действиями, порожденные неправомерными действиями и порожденные событиями.
В зависимости от
конкретных целей возникновения управленческих отношений: внутренние – отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением
принципов взаимодействия между управленческими структурами, отношений между работниками внутри управленческой структуры; внешние – отношения, связанные с
непосредственной реализацией внешних функций управления.
В зависимости от способа защиты: отношения, защищаемые в судебном порядке и защищаемые во
внесудебном (административном) порядке.
Бахрах Д.Н. Административное право | Звоненко Д.П. Административное право | Костькова О.В. Административное право | Кушнир И.В. Административное право | Макарейко Н.В. Административное право
|