Ерофеева В.А. Аудит. Конспект лекций

Организация аудита

  1. Этапы аудиторской проверки
  2. Планирование аудита
  3. Общий план аудита
  4. Программа аудита
  5. Договор на проведение аудита
  6. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита
  7. Применимость допущения непрерывности деятельности
  8. Использование работы эксперта

Этапы аудиторской проверки

В общем виде этапы аудиторской проверки могут быть представлены в следующем виде.

Планирование (предварительный этап):

  1. знакомство с клиентом:
    1. понимание деятельности экономического субъекта;
    2. тестирование системы бухгалтерского учета;
    3. тестирование системы внутреннего контроля;
  2. расчет уровня существенности и приемлемого аудиторского риска;
  3. работа по организации аудита;
  4. разработка и согласование общего плана и программы аудита;
  5. подписание договора на аудиторскую проверку.

Сбор аудиторских доказательств (рабочий этап):

  1. получение надлежащих аудиторских доказательств;
  2. проведение детального комплекса тестов внутреннего контроля;
  3. процедуры проверки по существу:
    1. детальные тесты;
    2. аналитические процедуры;
    3. оценка прогнозной информации;
  4. уточнение приемлемого уровня аудиторского риска, существенности;
  5. документирование аудиторских процедур.

Завершение аудита (завершающий этап):

  1. завершение подготовки рабочей документации;
  2. информирование руководства аудируемого лица о выявленных нарушениях в системе бухгалтерского учета;
  3. расчет степени влияния выявленных и неисправленных аудируемым лицом искажений на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  4. формирование мнения аудитора и подготовка итоговых документов:
    1. подготовка отчета для аудируемого лица;
    2. подготовка и представление аудиторского заключения;
  5. подписание акта приема-сдачи выполненных работ.

Планирование аудита

Вопросы по планированию аудита рассмотрены в Федеральных стандартах аудита, применяющихся в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Цель Федеральных стандартов аудита – установление общих требований и предоставление руководящих указаний по планированию аудита бухгалтерской отчетности. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте).

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Получение информации о деятельности аудируемого лица – важная часть планирования работы, помогающая аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур.

Общий план аудита

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

  • деятельность аудируемого лица;
  • характер системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • предполагаемые уровень риска и существенность;
  • характер, временные рамки и объем процедур;
  • координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы;
  • прочие аспекты.

По результатам изучения информации о клиенте разрабатывается стратегия аудита , т. е. что именно должно быть проверено и каким образом. Определяются области, значимые для аудита, а также те бухгалтерские счета, операции, которые отсутствуют у клиента или по первоначальному впечатлению представляются мало значимыми (не существенными) для аудита и могут не проверяться.

Определяются статьи баланса и показатели отчетности, в ходе аудита которых должны быть проанализированы их состав, структура, выявлены и оценены факторы, повлиявшие на их изменение по сравнению с предыдущим периодом либо с запланированным уровнем и пр.

К областям, значимым для аудита, относятся прежде всего те, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наиболее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности.

К областям, мало значимым для аудита (не существенным), могут быть отнесены те, операции по которым отсутствуют у клиента или имеют крайне незначительный объем, а также те, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наименее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности.

Таким образом, общий план должен: быть оформлен документально; содержать объем проверки и порядок ее проведения .

Программа аудита

В соответствии с Федеральными стандартами аудита подготовка программы аудита осуществляется на основании общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для реализации плана аудита.

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита – набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средство контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. В процессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы, указанные в плане аудита.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений отражаются в рабочих документах.

Договор на проведение аудита

Подготовка договора начинается после предварительного ознакомления с деятельностью экономического субъекта и принятия решения о возможности оказания аудиторских услуг. Договор заключается в соответствии с требованиями гл. 28 и иными нормами ГК.

Договор на проведение аудиторской проверки – официальный документ, регламентирующий взаимоотношения клиент-аудитор. В общих чертах он ничем не отличается от обычных договоров, используемых в предпринимательской деятельности, однако существенная его особенность – негласный учет интересов третьей стороны (потребителей информации финансовой отчетности) при составлении договора.

Лица, подлежащие аудиту, обязаны заключать в случаях, непосредственно предусмотренных действующим законодательством РФ и нормативными актами или международными договорами, договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями. Незаключение или несвоевременное заключение договора лицом, подлежащим обязательному аудиту, следует рассматривать как действия в целях уклонения от проведения обязательного аудита.

Лица, подлежащие аудиту, обязаны не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения. В тексте договора целесообразно раскрыть следующие основные аспекты и существенные условия :

  1. предмет договора на оказание аудиторских услуг;
  2. условия оказания аудиторских услуг;
  3. права и обязанности аудиторской организации;
  4. права и обязанности экономического субъекта;
  5. стоимость и порядок оплаты аудиторских услуг;
  6. ответственность сторон и порядок разрешения споров.

Организация и расчет стоимости аудиторских услуг специалистов – один из важных факторов эффективной работы аудиторской фирмы. Стоимость услуг аудитора зависит от определенного объема работ . Термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах. Процедуры, необходимые для проведения аудита, должны определяться аудитором с учетом федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, применяемых в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых он является, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности аудитора. Помимо правил (стандартов) аудитор при определении объема аудита обязан принимать во внимание федеральные законы, другие нормативные правовые акты и, если необходимо, условия аудиторского задания и требования по подготовке заключения (Федеральный стандарт аудита № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»).

Аудиторские фирмы часто включают в договор пункты о предоставлении клиенту сопутствующих аудиту услуг. При этом необходимо помнить, что часть аудиторских услуг (ведение и восстановление бухгалтерского учета, составление бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций) несовместима с проведением у экономического субъекта проверки, предусматривающей выдачу аудиторского заключения.

Отдельно в договоре предусматривается ответственность, связанная с соблюдением конфиденциальности. Перечень не подлежащих разглашению конфиденциальных сведений следует внести в договор на оказание аудиторских услуг между аудитором и лицом, подлежащим аудиту. В этот перечень не включаются сведения, которые в соответствии с законодательством РФ не могут быть отнесены к конфиденциальной информации (коммерческой тайне). Обязанность сохранять конфиденциальность аудитор должен соблюдать и после завершения отношений между ним и проверяемым лицом.

Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита

Задачи оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля. В ходе аудиторской проверки аудитор обязан разобраться в системе бухгалтерского учета, которая применяется на проверяемом им экономическом субъекте, и при этом изучить и оценить те средства контроля, на основе которых он собирается определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур. Масштаб и особенности системы внутреннего контроля, а также степень их формализации должны соответствовать размерам экономического субъекта и особенностям его деятельности. Аудитор в ходе аудиторской проверки обязан получить достаточную убежденность в том, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта. Особенности системы внутреннего контроля могут способствовать формированию такой убежденности.

В том случае, если аудитор убеждается, что он может опереться на соответствующие средства контроля, он получает возможность проводить аудиторские процедуры менее детально и (или) более выборочно, чем он делал бы в противном случае, а также может внести изменения в суть применяемых аудиторских процедур и в предполагаемые затраты времени на их осуществление.

Аудиторские организации могут принять решение о применении в своей деятельности большего количества градаций при оценках эффективности и надежности, чем три вышеупомянутые.

Изучение и оценка особенностей системы бухгалтерского учета, изучение и оценка системы внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться аудиторскими организациями в ходе аудиторской проверки.

Серьезные недостатки системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля, отмеченные в ходе аудиторской проверки, а также рекомендации по их устранению следует отражать в письменной информации (отчете) аудитора руководству проверяемого экономического субъекта.

Тестирование системы внутреннего контроля аудируемого лица. Система внутреннего контроля – совокупность организационных мер, методик и процедур, принятых руководством организации для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля включает надзор и проверку:

  • соблюдения требований законодательства;
  • точности и полноты документации бухгалтерского учета;
  • своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращения ошибок и искажений;
  • исполнения приказов и распоряжений;
  • обеспечения сохранности активов.

Аудитор в ходе аудиторской проверки должен принимать во внимание, что система внутреннего контроля экономического субъекта должна включать:

  1. надлежащую систему бухгалтерского учета;
  2. контрольную среду;
  3. отдельные средства контроля.

Система бухгалтерского учета – это совокупность конкретных форм и методов, обеспечивающих возможность для данной организации вести учет своего имущества и обязательств путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в учетных регистрах на основании первичных документов, т. е. осуществлять ведение бухгалтерского учета, а также формировать бухгалтерскую отчетность.

Контрольная среда – понятие, характеризующее общее отношение, осведомленность и практические действия руководства проверяемой организации, направленные на установление, поддержание и развитие системы внутреннего контроля в организации. Контрольная среда включает:

  • стиль и основные принципы управления организацией;
  • организационную структуру организации;
  • распределение ответственности и полномочий;
  • кадровую политику и практику;
  • порядок подготовки бухгалтерской отчетности;
  • порядок подготовки внутренней отчетности для целей управления;
  • согласование с требованиями, установленными применимым законодательством и внешними регулирующими органами.

Средства внутреннего контроля – составные части системы внутреннего контроля, установленные руководством организации на отдельных направлениях и участках хозяйственной деятельности для обеспечения эффективного и надежного управления ею.

Руководство экономического субъекта несет ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутреннего контроля. От него зависит, чтобы система внутреннего контроля отвечала размерам и специфике деятельности экономического субъекта, функционировала регулярно и эффективно.

Аудитор обязан оценивать систему внутреннего контроля экономического субъекта не менее чем в следующие три этапа:

  1. общее знакомство с системой внутреннего контроля;
  2. первичная оценка надежности системы внутреннего контроля;
  3. подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля.

Оценка надежности контрольной среды – один из факторов, которые следует принимать в расчет при определении аудиторского риска. При этом используются три градации степени ее надежности: высокая, средняя, низкая. При описании системы внутреннего контроля в организации, относящейся, по мнению аудитора, к субъектам малого бизнеса, необходимо учитывать специфические особенности таких субъектов. Общим допущением служит то, что доверие аудитора к эффективности системы внутреннего контроля обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных организаций.

Документирование изучения и оценки системы внутреннего контроля для субъектов малого бизнеса может проводиться в упрощенном виде по сравнению с документированием средних и крупных организаций.

Для этих субъектов возможно ограничиться только описанием результатов общего знакомства с системой внутреннего контроля или описать результаты общего знакомства с системой внутреннего контроля и дать оценку надежности контрольной среды.

При первоначальном аудите у клиента должны быть получены документы, регламентирующие его учетную политику и систему бухгалтерского учета. Необходимая информация может быть получена также путем устного опроса и письменных пояснений. При повторяющемся аудите клиент должен либо предоставить информацию об изменениях в учетной политике и системе бухгалтерского учета по сравнению с периодом, проверенным в ходе предыдущей аудиторской проверки, либо подтвердить, что никаких изменений не было.

В результате произведенного исследования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также тестов средств контроля аудитор может понять, какие недостатки существуют в этих системах. Аудитор в разумные сроки должен уведомить руководство соответствующего уровня о выявленных им существенных недостатках структуры или функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Обычно руководство информируют о существенных недостатках в письменном виде. Однако если аудитор считает, что информирование в устной форме более целесообразно, такое сообщение информации следует отразить в рабочих документах аудитора. В сообщении важно отметить, что представлены только те недостатки, которые стали известны аудитору в ходе аудиторской проверки, а также что проверка не предназначена для определения полной эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля управленческим целям.

Применимость допущения непрерывности деятельности

Для оценки способности аудируемого лица продолжать свою деятельность в обозримом будущем аудитору рекомендовано использовать Федеральный стандарт аудита № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица». Допущение непрерывности деятельности – основной принцип подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. В соответствии с ним обычно предполагается, что аудируемое лицо будет продолжать осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность в течение 12 месяцев года, следующего за отчетным, и не имеет намерения или потребности в ликвидации, прекращении финансово-хозяйственной деятельности или обращении за защитой от кредиторов. Активы и обязательства учитываются на том основании, что аудируемое лицо сможет выполнить свои обязательства и реализовать свои активы в ходе своей деятельности.

Обязанность руководства аудируемого лица заключается в том, чтобы оценить способность аудируемого лица продолжать свою непрерывную деятельность, даже если применимый в данных условиях порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности не предусматривает выраженного в явной форме требования об этом.

Если аудируемое лицо в течение длительного периода времени имеет опыт выгодных операций и свободный доступ к финансовым ресурсам, его руководство может дать свою оценку без проведения подробного анализа.

Сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности может возникнуть у аудитора при рассмотрении финансовой (бухгалтерской) отчетности или при выполнении иных аудиторских процедур.

В соответствии со стандартом выделяют следующие группы признаков, на основании которых может возникнуть сомнение в применимости допущения непрерывности деятельности:

  1. финансовые признаки:
    • отрицательная величина чистых активов или невыполнение установленных требований в отношении чистых активов;
    • привлеченные заемные средства, срок возврата которых приближается, при реальном отсутствии перспективы возврата или продления срока займа либо необоснованное использование краткосрочных займов для финансирования долгосрочных активов;
    • изменение схемы оплаты товара (выполненных работ, оказанных услуг) поставщикам на условиях коммерческого кредита или рассрочки платежа по сравнению с расчетами по мере поставки товара (выполнения работ, оказания услуг);
    • существенное отклонение значений основных коэффициентов, характеризующих финансовое положение аудируемого лица, от нормальных (обычных) значений;
    • неспособность погашать кредиторскую задолженность в надлежащие сроки;
    • неспособность обеспечить финансирование развития деятельности или осуществление других важных инвестиций;
    • значительные убытки от основной деятельности;
    • трудности с соблюдением условий договора о займе;
    • задолженность по выплате или прекращение выплаты дивидендов;
    • экономически нерациональные долговые обязательства;
    • признаки банкротства, установленные законодательством РФ;
  2. производственные признаки:
    • увольнение основного управленческого персонала без должной его замены;
    • потеря рынка сбыта, лицензии или основного поставщика;
    • проблемы с трудовыми ресурсами или дефицит значимых средств производства;
    • существенная зависимость от успешного выполнения конкретного проекта;
    • существенный объем продажи сырья и материалов, сравнимый с объемом выручки от реализации продукции (работ, услуг) или превышающий его;
  3. прочие признаки:
    • несоблюдение требований в отношении формирования уставного капитала аудируемого лица, установленных законодательством РФ;
    • судебные иски против аудируемого лица, которые находятся в процессе рассмотрения и могут в случае успеха истца завершиться решением суда, не выполнимым для данного лица;
    • внесение изменений в законодательство или изменение политической ситуации.

Указанный перечень признаков не исчерпывающий. Кроме того, наличие одного или нескольких признаков не всегда служит достаточным доказательством неприменимости допущения непрерывности деятельности при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.

Аудитор не может предсказывать будущие события или условия, которые могут обусловить прекращение организацией ее непрерывной деятельности, поэтому отсутствие в аудиторском заключении каких-либо упоминаний о факторах неопределенности, касающихся непрерывности деятельности, не может рассматриваться как гарантия способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно.

Аудитор не обязан разрабатывать процедуры (за исключением направления запроса аудируемому лицу) с целью проверки факторов, обусловливающих значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно и выходящих за рамки периода как минимум в 12 месяцев со дня отчетной даты. В случае же выявления таких факторов аудитор должен:

  • проверить планы аудируемой организации в отношении будущей деятельности на основе оценки допущения ее непрерывности деятельности;
  • путем проведения необходимых аудиторских процедур собрать достоверные аудиторские доказательства в целях подтверждения или опровержения наличия факторов существенной неопределенности, в том числе рассмотреть последствия любых планов аудируемого лица и возможных смягчающих ситуацию обстоятельств;
  • потребовать от руководителей аудируемого лица представить в письменном виде информацию, касающуюся их планов деятельности в будущем.

На основе полученных аудиторских доказательств аудитор должен определить, существует ли в соответствии с его профессиональным суждением существенная неопределенность, связанная с условиями и событиями, которые по отдельности или в совокупности обусловливают значительные сомнения в способности аудируемого лица продолжать свою деятельность непрерывно.

Использование работы эксперта

Решение об использовании работы эксперта при проведении аудита принимает аудиторская организация исходя из характера и сложности обстоятельств, подлежащих исследованию, уровня их существенности, а также целесообразности, возможности и надежности иных аудиторских процедур применительно к этим обстоятельствам.

Экспертом признается не состоящий в штате данной аудиторской организации специалист, имеющий достаточные знания и (или) опыт в определенной области (по определенному вопросу), отличной от бухгалтерского учета и аудита, и дающий заключение по вопросу, относящемуся к этой области. В качестве эксперта аудиторская организация может использовать работу специализированной организации – юридического лица.

Эксперт, работу которого аудиторская организация использует при проведении аудита, должен иметь:

  1. соответствующую квалификацию, как правило, подтвержденную надлежащими документами (квалификационный аттестат, лицензия, диплом и т. п.);
  2. соответствующий опыт и репутацию в области, заключение в которой предполагает получить аудиторская организация, как правило, подтвержденную соответствующими отзывами, рекомендациями, публикациями, справками и т. п.

Эксперт, работу которого аудиторская организация использует при проведении аудита, должен быть объективным. Аудиторская организация, как правило, не должна использовать работу эксперта при проведении аудита, если:

  1. эксперт – физическое лицо является основным или преобладающим учредителем (участником) или руководителем экономического субъекта, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит, либо состоящим с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), либо иным должностным лицом или штатным сотрудником экономического субъекта, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит;
  2. эксперт – юридическое лицо является основным или преобладающим учредителем (участником), кредитором, страховщиком экономического субъекта, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит, либо экономический субъект, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит, является основным или преобладающим учредителем (участником) эксперта – юридического лица. Если после назначения эксперта возникли или стали известны обстоятельства, указанные в настоящем пункте, аудиторская организация должна провести дополнительные аудиторские процедуры, обеспечивающие подтверждение объективности заключения эксперта, или назначить другого эксперта.

Аудиторская организация может использовать работу эксперта при проведении аудита лишь с согласия экономического субъекта, в отношении которого эта организация проводит аудит. Отказ экономического субъекта от использования работы эксперта должен быть совершен в письменной форме . В случае такого отказа аудиторская организация рассматривает вопрос о подготовке по результатам проведенного аудита аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. Аудиторская организация использует работу эксперта при проведении аудита на основе договора возмездного оказания услуг, заключаемого между экономическим субъектом, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит, и экспертом либо между аудиторской фирмой и экспертом.

Эксперт представляет результаты своей работы в виде заключения (отчета, расчета и т. п.) в письменной форме . Заключение эксперта должно состоять, как правило, из трех частей: вводной, исследовательской и выводов и предоставляться как минимум в двух экземплярах, один из которых представляется экономическому субъекту, в отношении которого аудиторская организация проводит аудит, а второй – аудиторской организации.

Заключение эксперта подлежит включению в рабочую документацию аудиторской организации. Если в исключительном случае эксперт дает устные разъяснения, то такие разъяснения должны быть отражены аудиторской организацией в ее рабочей документации.

Использование работы эксперта при проведении аудита, в том числе отсылка к такой работе в аудиторском заключении, не снимает ответственность за аудиторское заключение с аудиторской организации, подготовившей его.

Примерный перечень работ, для выполнения которых аудиторской организации может потребоваться использовать работу эксперта:

  1. оценка отдельных видов имущества (земля, здания, машины и оборудование, произведения искусства, драгоценные камни и др.);
  2. определение количества и (или) состояния имущества (запасы полезных ископаемых в месторождениях, срок службы машин и оборудования и др.);
  3. производство расчетов специальными приемами и способами (актуарные оценки и др.);
  4. измерение объемов выполненных работ и работ, подлежащих выполнению по неисполненным договорам, для целей признания реализации (строительных, геолого-разведочных, проектных и др.);
  5. юридическая оценка и интерпретация договоров, учредительных документов, нормативных актов.

Предпосылки возникновения аудита и его место в системе контроля в Российской Федерации Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации Виды аудита и условия осуществления аудиторской деятельности Стандарты в аудиторской деятельности Организация аудита Аудиторский риск и его взаимосвязь с существенностью и адуиторской выборкой Аудиторские доказательства: особенности получения и отражения в рабочей документации Заключительная стадия аудиторской проверки Аудит учетной политики Аудит кассовых операций Аудиторская проверка расчетного и других счетов в банке Аудит основных средств и нематериальных активов Аудиторская проверка материально-производственных запасов Аудит финансовых вложений Аудит расходов и доходов организации Аудит договорных отношений Аудит расчётов по оплате труда Аудит расчётов с подотчётными лицами Аудит уставного капитала и расчётов учредителями Аудит расчётов по налогу на прибыль
Стандарты аудиторской деятельности | Шеремет А.Д. Аудит | Ерофеева В.А. Аудит. Конспект лекций | Шешукова Т.Г. Аудит: теория и практика применения международных стандартов | Налетова И.А. Аудит | Соколова Е.С. Основы аудита | Камзолов В.А. Аудит | Лукьянчук У.Р. Аудит