История государства и права зарубежных стран (Кушнир И.В.)

Общие характеристики древневосточного права

Для древневосточного права характерны следующие особенности:

  1. Сословное неравенство, т. е. неравный политико-правовой статус личности от рождения, что характерно для права аграрного общества вообще.

  2. Наличие института рабовладения, т. е. существование в обществе людей, являющихся не субъектами, а объектами права. Значительны были элементы патриархального рабства, коллективного рабовладения; рабы в основном являлись работниками по домашнему хозяйству.

  3. Наибольшую экономическую ценность представляла земля (как и в любом аграрном обществе). Особенно на начальном этапе, когда была слабо развита частная собственность, а основными субъектами землевладения были государство, храмы, общины.

  4. В правовой сфере существует неразрывная связь права (и морали) с религией. Жреческие корпорации даже впрямую участвовали в выработке правовых норм. Жрецы также были первыми древневосточными юристами (например, древнеиндийские брахманы).

  5. Особенности форм права. Не было представления об отраслях права, деление права на частное и публичное было открыто только древнеримскими юристами. Структура нормы права не была выявлена теоретически, однако на практике нормы права (например, в законах Хаммурапи) строились по современной схеме «гипотеза – диспозиция – санкция». Правовые нормы были казуистичны, т. е. предельно детализированы, что было вызвано низким уровнем юридической техники.

Источники древневосточного права:

  1. Правовой обычай (древнейший и исторически первый источник права).

  2. Судебная практика (отдельные судебные решения, заполняющие пробелы обычного права)

  3. Законы (систематическая запись правовых обычаев и судебных прецедентов), первые древние кодификации датированы концом третьего – началом второго тысячелетия до н. э. (например, Законник Хаммурапи в Месопотамии). Законодательство также было казуистично, что не исключало, однако, полного отсутствия необходимых правовых норм по довольно важным общественным вопросам.

  4. Церковные нормы (в частности, локального значения). Так, в Месопотамии религиозные нормы были специально вынесены за пределы Кодекса Хаммурапи.


Кушнир И.В. История государства и права зарубежных стран | Селянин А.В. История государства и права зарубежных стран