| Формы, виды и методы планированияФорма планирования складывается из набора применяемых в конкретном случае видов планирования и методов планирования.
 Виды планирования различают по нескольким признакам.
 В зависимости от гибкости плановвыделяют два основных вида планирования:
 директивное – планирование сверху вниз с четко заданными показателями;
индикативное – направляющее планирование с нечеткими рамками и возможностью лавирования.
 В зависимости от горизонта и уровня планирования выделяют три вида планирования:
 стратегическое – комплекс долгосрочных решений, которые вырабатываются в рамках политики достижения поставленных целей;
тактическое – среднесрочное планирование, направленное на реализацию стратегических планов. Задачи тактического планирования: выбор оптимальных средств для реализации стратегии, обеспечение пропорционального развития и скоординированнос ти действий организационных звеньев;
оперативное планирование – краткосрочное планирование, направленное на реализацию тактических планов. Объекты оперативного планирования: объем выпуска и продаж, контроль качества, кадры, товарно материальные запасы и др.
 Выделяют несколько основных методов планирования:
 
экономический анализ – расчленение экономического процесса (явления) на отдельные составные части, исследование этих частей, их взаимодействия между собой и влияния в целом на весь процесс. Определяются факторы, влияющие на цель, в результате чего можно разрабатывать мероприятия;
балансовый – согласование между потребностями и возможностями. Балансы могут создаваться по разным видам ресурсов: трудовым, материальным и т. д.;
прогнозный – планирование на основе прогнозирования;
программно целевой – увязывание целей с ресурсами через программы действий;
нормативный – количественное обоснование плановых показателей на основе норм и нормативов. Норма – регламентируемая величина абсолютного расхода ресурсов на одну единицу продукции. Норматив – относительный показатель расхода какого либо ресурса на другие ресурсы;
экономико-математический – применение методов теории вероятности, сетевого планирования, линейного программирования и других математических методов.
 Выбор формы планирования зависит во многом от стадии развития фирмы. Если фирма зрелая, то бизнес планы масштабны. На начальной стадии развития фирмы бизнес планы нечеткие и небольшие.
 Другие факторы,которые влияют на выбор формы планирования:
 
квалификация персонала;
возможности организации планирования;
особенности деятельности фирмы.
 
 Бекетова О.Н. Бизнес-планирование | Кушнир И.В. Бизнес-планирование | Найденков В.И. Бизнес-планирование
 |