Прусова Н.В. Психология труда

Принципы отбора персонала

Принципы отбора персонала подразделяются:

  1. способы рекрутинга;
  2. объявления в Интернете, газетах – наиболее эффективный в современных условиях способ набора персонала;
  3. рекомендации уже работающих в организации, знакомых, родных; направление службы занятости;
  4. встречи со студентами-выпускниками нужной специальности;
  5. предложения о переходе на работу работникам других организаций.

Личностные качества специалиста по отбору кадров имеют решающее значение особенно для тех, кто впервые устраивается на работу.

Обычно методы отбора кандидатов включают:

  1. тестирование;
  2. опрос;
  3. личное интервью.

Кроме того, учитывается наличие рекомендательных писем, опыта работы, соответствия профилю работы. Тестирование обычно включает тест СМИЛ, цветовой тест Люшера, тест на уровень тревожности и некоторые другие тесты. Тестирование призвано выявить некоторые личностные особенности кандидата на соответствие профессиональным требованиям. Опрос направлен на выявление биографических данных кандидата, опыта работы и особенностей поведения на предыдущем месте работы, причин увольнения и т. д. Личное интервью позволяет составить определенное впечатление о кандидате.

Кадровая политика не должна быть дискриминационной. Дискриминация – ущемление интересов сотрудника по каким-либо признакам. Факторы дискриминации:

  1. пол – женский труд обычно менее оплачиваем, и женщин, особенно молодого возраста, обычно неохотно принимают на работу из-за возможного рождения ребенка и ухода в декретный отпуск;
  2. возраст – работодатели склонны предоставлять рабочие места людям от 25 до 45 лет, люди старшего или младшего возраста обычно с трудом находят работу, поскольку либо не имеют опыта, либо считаются неперспективными (старыми) работниками;
  3. национальность (раса);
  4. место проживания и прописка;
  5. состояние здоровья – негативные установки по отношению к людям, имеющим проблемы со здоровьем и в силу этого выполняющие рабочие обязанности не в полную силу;
  6. сексуальная ориентация;
  7. внешние данные;
  8. религиозные воззрения.

Правила поведения при приеме на работу:

  1. на собеседование нужно приходить вовремя;
  2. форма одежды должна соответствовать стилю собеседования (деловая, свободная форма одежды);
  3. аккуратность, вежливое поведение, соблюдение правил поведения в общественном месте поможет составить благоприятное впечатление о вас;
  4. наличие требуемых документов – важный момент встречи;
  5. желателен постоянный визуальный контакт с интервьюером;
  6. при любом исходе встречи прощание должно быть вежливым.


Боронова Г.Х. Психология труда | Григорьева М.В. Психология труда | Прусова Н.В. Психология труда