Экономика предприятия (Кушнир И.В.)

Эффективность работы предприятия в условиях рынка

Эффективность работы предприятия в условиях рынка зависит от внешних и внутренних факторов. внешние факторы можно подразделить на прямые и косвенные.

К основным факторам прямого воздействия относятся:

  1. поставщики - для предприятия организации, обеспечивающие его различными ресурсами (сырье, материалы, оборудование и т.д.);
  2. потребители - формируют рынок сбыта;
  3. конкуренты - один из наиболее динамичных факторов, влияние которого на развитие рынка неоспоримо.

Факторы косвенного воздействия подразделяются на следующие виды:

  1. экономические - оказывают большое влияние на деятельность предприятия (инфляция, новые налоги, уровень занятости и т.д.);
  2. социально-демографические (изменение численности, возрастного и структурного состава населения);
  3. международные (международная политика, международные события) - оказывают косвенное влияние на деятельность и выживание предприятий;
  4. научно-технологические - отражают уровень научно-технического развития, активно воздействуют на предпринимательство;
  5. правовые - с помощью законов и иных нормативных актов регулируются экономическое поведение предприятий и их взаимоотношения с внешней средой. Законодательные акты определяют уровень налогов, таможенных пошлин, деятельность кредитно-финансовых структур;
  6. государственно-политические - в современных условиях оказывают большое влияние на экономическую обстановку в целом, так как способы управления экономикой есть результат реализации политических целей и задач находящегося у власти правительства. Государство должно разрабатывать правила хозяйствования, которые должны быть стабильными и способствовать эффективной деятельности предприятий.

Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия. Они настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета, анализа и выявления резервов производства их целесообразно объединить в следующие группы, связанные с:

  1. личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка;
  2. ускорением научно-технического прогресса, инновационной политикой предприятия;
  3. совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием;
  4. организационно-правовой формой хозяйствования;
  5. созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
  6. спецификой производства и отрасли;
  7. качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой.

Успешное функционирование предприятия в условиях рынка зависит от того, как оперативно и эффективно оно реагирует на изменения внешней среды.



Васильева Н.А. Экономика предприятия | Душенькина Е. Экономика предприятия | Кушнир И.В. Экономика предприятия | Петрова Ю.А. Экономика предприятия