Финансовое право (Сальникова Л.В.)

Финансовая система РФ как совокупность входящих в нее элементов, ее состав

Финансовая система понимается в двух смыслах:

  1. как юридическая категория - представляет собой совокупность государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность. Финансовая деятельность - деятельность государства по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие;
  2. как экономическая категория – совокупность экономических отношений по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Состав финансовой системы в юридическом смысле:

  1. Министерство финансов РФ;
  2. Федеральное казначейство РФ;
  3. Банк России;
  4. налоговые органы (Министерство по налогам и сборам РФ);
  5. таможенные органы;
  6. бухгалтерии предприятий, организаций, учреждений и т. д.

Состав финансовой системы в экономическом смысле:

  1. бюджетная система, включающая федеральный бюджет, бюджет государственных внебюджетных фондов, бюджет субъектов РФ, бюджет территориальных внебюджетных фондов, местный бюджет;
  2. денежные фонды хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц);
  3. страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков;
  4. кредитование - урегулированная нормами финансового права деятельность по привлечению временно свободных средств юридических и физических лиц на условиях возмездности, возвратности и срочности. В сфере кредитования государство осуществляет специфическую кредитно-денежную политику, инструментами которой являются:

    а) процентные ставки по операциям Банка России;
    б) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
    в) операции на открытом рынке;
    г) рефинансирование кредитных организаций;
    д) валютные интервенции;
    е) установление ориентиров роста денежной массы;
    ж) прямые количественные ограничения;
    з) эмиссия облигаций от своего имени.

Финансовая система с учетом роли субъекта в общественном производстве рассматривается как совокупность:

  1. финансов предприятий, учреждений, организаций;
  2. страхования;
  3. кредитования;
  4. государственных финансов.

Обеспечение единства финансовой системы РФ входит в компетенцию Правительства РФ. В целях стабилизации финансовой системы Российской Федерации Указом Президента РФ от 25.08.1998 г. «О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации» на Председателя Правительства РФ были возложены обязанности по разработке порядка реструктуризации обязательств, возникших по ранее выпущенным государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федерального займа с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999г. и определению порядка выпуска и обращения вновь выпускаемых государственных ценных бумаг.



Белоусов Д.С. Финансовое право | Родионова М.А. Финансовое право| Сальникова Л.В. Финансовое право