Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
6.1.
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином
Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской
Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства. Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории
Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в
Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или
международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции).
Классификация иностранных граждан:
- по сроку пребывания на территории Российской
Федерации:
- постоянно проживающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданное органами
внутренних дел;
- временно пребывающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных
законных основаниях;
- следующие через территорию Российской Федерации транзитом;
- по степени подчиненности юрисдикции РФ:
- граждане, обладающие
дипломатическим иммунитетом;
- граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом;
- военнослужащие иностранных воинских частей, экипажей военных
кораблей, самолетов военно-воздушных сил (ВВС);
- члены официальных государственных, межпарламентских, межправительственных делегаций, миссий;
- граждане,
служащие в международных организациях;
- граждане, работающие по контрактам с российскими учреждениями, предприятиями, организациями;
- свидетели и иные
лица, статус которых определен международными договорами РФ;
- по целям нахождения на территории Российской Федерации:
- работники дипломатических и
консульских учреждений, международных организаций;
- корреспонденты и журналисты, аккредитованные в Российской Федерации;
- преподаватели в учебных
заведениях;
- лица, относящиеся к иностранной рабочей силе, – трудящиеся эмигранты;
- лица, находящиеся на лечении и отдыхе, и т. д.
Особенности
административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства: - не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в
органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;
- не допускаются к деятельности, связанной
с государственной тайной;
- не могут участвовать в отправлении правосудия;
- не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;
- не имеют
права участвовать в референдуме;
- на них не распространяется воинская обязанность;
- не могут быть членами политических общественных объединений;
- за
ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);
- только к
иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);
- могут въезжать на территорию
Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено
соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);
- проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;
- устанавливаются
ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);
- по территории, открытой для
иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;
- могут приобретать гражданское оружие по лицензии,
выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими
оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения;
- при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из
Российской Федерации может быть не разрешен.
6.2. Административно-правовой статус беженцев
Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований
по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне
страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или,
не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает
вернуться в нее вследствие таких опасений.
Основания и процедура признания лица беженцем: - обращение с ходатайством о признании
беженцем;
- предварительное рассмотрение ходатайства;
- принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в
рассмотрении ходатайства по существу;
- выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
- рассмотрение ходатайства
по существу;
- принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
- выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в
признании беженцем.
Лицо, признанное беженцем, имеет следующие
права. 1. Получать услуги переводчика и получать информацию о порядке признания
беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иную информацию. 2. Получать содействие в оформлении документов для въезда на территорию Российской
Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации. 3. Получать содействие в обеспечении проезда и провоза багажа
к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ. 4. Получать питание и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в
порядке, определяемом Правительством РФ, до убытия к новому месту пребывания. 5. Право на охрану представителями территориального органа федерального
органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц. 6. Пользоваться жилым
помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством РФ, из фондажилья для временного поселения. Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи
утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья. 7. Получать
медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ,
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. 8. Получать содействие в направлении
на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и
международными договорами РФ. 9. Работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Российской Федерации в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением
случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ. 10. Получать социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с
гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ. 11. Получать содействие в устройстве
детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального
профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне
с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. 12. Получать содействие федерального органа исполнительной власти по
миграционной службе в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего
обычного местожительства). 13. Обращаться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту пребывания лица
и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц. Форма бланка проездного
документа, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются Правительством РФ. 14. Обращаться с заявлением о предоставлении права на постоянное
проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ и международными
договорами РФ. 15. Участвовать в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством РФ и международными договорами РФ. 16. Добровольно возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного
местожительства). 17. Выезжать на место жительства в иностранное государство. 18. Пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством РФ и
международными договорами РФ, а также законодательством субъектов РФ.
Обязанности лиц, признанных беженцами: - соблюдать Конституцию,
федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
- своевременно прибыть в центр
временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным
органом;
- соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного
размещения;
- сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении
фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о
получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;
- сообщать о намерении переменить место пребывания на территории
Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;
- сняться с учета в территориальном органе федерального
органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на
учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе;
- проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые
территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.
6.3.
Административно-правовой статус вынужденных переселенцев
Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место
жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности
подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной
социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых
нарушений общественного порядка.
Права лица, признанного вынужденным переселенцем: - самостоятельно выбрать место жительства на территории
Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может
в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера
занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;
- при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на
территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом
Правительством РФ, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного
поселения вынужденных переселенцев;
- на получение содействия в обеспечении его проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в
порядке, определяемом Правительством РФ. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или)
инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет)
обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории
Российской Федерации.
Обязанности лица, признанного вынужденным переселенцем: - соблюдать Конституцию и законы;
- соблюдать установленный
порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных
переселенцев;
- при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на
учет в территориальном органе миграционной службы;
- проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.
Бахрах Д.Н. Административное право | Звоненко Д.П. Административное право | Костькова О.В. Административное право | Кушнир И.В. Административное право | Макарейко Н.В. Административное право
|