| Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
6.1. 
Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином 
Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской 
Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства. Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории 
Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в 
Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или 
международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции). 
Классификация иностранных граждан: 
 по сроку пребывания на территории Российской 
Федерации:постоянно проживающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданное органами 
внутренних дел;временно пребывающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных 
законных основаниях;следующие через территорию Российской Федерации транзитом;
по степени подчиненности юрисдикции РФ:граждане, обладающие 
дипломатическим иммунитетом;граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом;военнослужащие иностранных воинских частей, экипажей военных 
кораблей, самолетов военно-воздушных сил (ВВС);члены официальных государственных, межпарламентских, межправительственных делегаций, миссий;граждане, 
служащие в международных организациях;граждане, работающие по контрактам с российскими учреждениями, предприятиями, организациями;свидетели и иные 
лица, статус которых определен международными договорами РФ;
по целям нахождения на территории Российской Федерации:работники дипломатических и 
консульских учреждений, международных организаций;корреспонденты и журналисты, аккредитованные в Российской Федерации;преподаватели в учебных 
заведениях;лица, относящиеся к иностранной рабочей силе, – трудящиеся эмигранты;лица, находящиеся на лечении и отдыхе, и т. д.
 
Особенности 
административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства: не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в 
органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;не допускаются к деятельности, связанной 
с государственной тайной;не могут участвовать в отправлении правосудия;не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;не имеют 
права участвовать в референдуме;на них не распространяется воинская обязанность;не могут быть членами политических общественных объединений;за 
ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);только к 
иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);могут въезжать на территорию 
Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено 
соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;устанавливаются 
ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);по территории, открытой для 
иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;могут приобретать гражданское оружие по лицензии, 
выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими 
оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения;при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из 
Российской Федерации может быть не разрешен.
 
6.2. Административно-правовой статус беженцев
Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований 
по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне 
страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, 
не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает 
вернуться в нее вследствие таких опасений. 
Основания и процедура признания лица беженцем: обращение с ходатайством о признании 
беженцем;предварительное рассмотрение ходатайства;принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в 
рассмотрении ходатайства по существу;выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;рассмотрение ходатайства 
по существу;принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в 
признании беженцем.
 Лицо, признанное беженцем, имеет следующие 
права.  1. Получать услуги переводчика и получать информацию о порядке признания 
беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иную информацию. 2. Получать содействие в оформлении документов для въезда на территорию Российской 
Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации. 3. Получать содействие в обеспечении проезда и провоза багажа 
к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ. 4. Получать питание и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в 
порядке, определяемом Правительством РФ, до убытия к новому месту пребывания. 5. Право на охрану представителями территориального органа федерального 
органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц. 6. Пользоваться жилым 
помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством РФ, из фондажилья для временного поселения. Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи 
утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья. 7. Получать 
медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, 
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. 8. Получать содействие в направлении 
на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными 
правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и 
международными договорами РФ. 9. Работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Российской Федерации в 
соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением 
случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ. 10. Получать социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с 
гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми 
актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ. 11. Получать содействие в устройстве 
детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального 
профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне 
с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми 
актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. 12. Получать содействие федерального органа исполнительной власти по 
миграционной службе в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего 
обычного местожительства). 13. Обращаться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту пребывания лица 
и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц. Форма бланка проездного 
документа, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются Правительством РФ. 14. Обращаться с заявлением о предоставлении права на постоянное 
проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ и международными 
договорами РФ. 15. Участвовать в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных 
законодательством РФ и международными договорами РФ. 16. Добровольно возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного 
местожительства). 17. Выезжать на место жительства в иностранное государство. 18. Пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством РФ и 
международными договорами РФ, а также законодательством субъектов РФ. 
Обязанности лиц, признанных беженцами: соблюдать Конституцию, 
федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;своевременно прибыть в центр 
временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным 
органом;соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного 
размещения;сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении 
фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о 
получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;сообщать о намерении переменить место пребывания на территории 
Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;сняться с учета в территориальном органе федерального 
органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на 
учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе;проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые 
территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.
 
6.3. 
Административно-правовой статус вынужденных переселенцев
Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место 
жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности 
подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной 
социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых 
нарушений общественного порядка. 
Права лица, признанного вынужденным переселенцем: самостоятельно выбрать место жительства на территории 
Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может 
в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера 
занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на 
территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом 
Правительством РФ, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного 
поселения вынужденных переселенцев;на получение содействия в обеспечении его проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в 
порядке, определяемом Правительством РФ. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) 
инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет) 
обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории 
Российской Федерации.
 
Обязанности лица, признанного вынужденным переселенцем: соблюдать Конституцию и законы;соблюдать установленный 
порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных 
переселенцев;при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на 
учет в территориальном органе миграционной службы;проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.
 
 Бахрах Д.Н. Административное право | Звоненко Д.П. Административное право | Костькова О.В. Административное право | Кушнир И.В. Административное право | Макарейко Н.В. Административное право
 |