Менеджмент (Дружинина З.Г.)

Школы менеджмента

Только в ХХ в. управление было признано самостоятельной областью знаний, подлежащей изучению и рассмотрению.

Рассмотрим основополагающие школы управления.

Научная школа управления (1885–1920 гг.).

Школа связана с именем Фредерика Уинслоу Тейлора. Представители этой школы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы, обучения работников, их подготовки и переподготовки как внутри предприятия, так и в сторонних организациях, а также рационализации труда и его мотивации.

Благодаря этой школе было разработано 12 принципов управления, которые не потеряли своего значения и в настоящее время:

  1. отчетливо поставленные цели – исходный пункт управления;
  2. здравый смысл, предполагающий признание ошибок и поиск их причин;
  3. компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций;
  4. дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением;
  5. справедливое отношение к персоналу;
  6. письменные стандартные инструкции;
  7. нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;
  8. нормализация условий труда;
  9. нормирование операций;
  10. вознаграждение за производительность.

Классическая, или административная, школа (1920–1950 гг.).

Это направление связано с именем Анри Файоля. Специалисты такого направления исследовали эффективность работы всей организации. Итогом многих работ и проведенных исследований А. Файо-ля является создание принципов управления всей организацией:

  1. первоначальная функция – разделение труда;
  2. полномочия и ответственность. Полномочие – право отдавать приказы, а ответственность – это ее составляющая противоположность;
  3. дисциплина как взаимное уважение, достигнутое соглашением;
  4. единоначалие и порядок;
  5. единство направления, т. е. каждая группа действует в определенных рамках для достижения определенных целей;
  6. подчиненность личных интересов общим;
  7. скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на управленческой пирамиде;
  8. стабильность рабочего места.

Школа человеческих отношений (с начала 1950-х гг. до настоящего времени).

Основная цель этой школы – повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов. Представители данной школы провели исследования и эксперименты по вопросам мотивации людей, характера власти, лидерства, качества трудовой жизни и т. д. В результате этого были сделаны выводы о том, что система человеческих отношений влияет на результативность



Дорофеева Л.И. Менеджмент | Дружинина З.Г. Менеджмент | Замедлина Е.А. Основы менеджмента | Михалева Е.П. Менеджмент