Микроэкономика (Кушнир И.В.) |
Спрос. Виды спросаСпрос — количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Спрос на рынке выступает со стороны потребителя, вернее, покупателя, и отражает потребности людей. Поэтому под спросом следует понимать представленную на рынке потребность в товарах, но не всякую потребность, а лишь подлежащую удовлетворению и обеспеченную денежным эквивалентом. Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним прежде всего относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление и т.д.). Эти блага в экономической науке именуются общественными товарами. Различают также действительный (реально предъявляемый спрос на товары и услуги), реализованный (это часть действительного спроса, которая реализована на рынке в купленных товарах и услугах) и неудовлетворенный спрос (это нереализованная часть действительного спроса ввиду отсутствия нужных товаров или несоответствия их ассортимента и качества требованиям покупателей). Неудовлетворенный спрос приобретает самые различные формы: скрытый, явный, текущий, мобильный и накопленный. В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса. Удовлетворение потребностей любого экономического субъекта (индивидуальный спрос или спрос на микроуровне) осуществляется при следующих важных условиях: а) большинство товаров и услуг не бесплатны;
На макроуровне говорят о совокупном спросе — общем объеме спроса на товары и услуги не на отдельном рынке, а на всем рынке в экономике в целом. Он характеризует реальный объем национального производства, который субъекты экономики (предприятия, домохозяйства, государство и др.) готовы произвести при различных уровнях цен. Вечканов Г.С. Микроэкономика | Кушнир И.В. Микроэкономика | Левкина Е.В. Микроэкономика |