< <Управление конкурентоспособностью товара
Товароведение (Кушнир И.В.)

Управление конкурентоспособностью товара

Задачи, требующие решения в области определения конкурентоспособности товаров:

  • согласование интересов потребителей и производителей;
  • установление динамических характеристик исходных параметров и на их основе прогнозирование конкурентоспособности товаров;
  • повышение достоверности прогнозов с учетом стохастической природы исходных показателей и показателя конкурентоспособности.

Управление конкурентоспособностью товара – совокупность мер по систематическому улучшению товара, поиску новых каналов его сбыта и совершенствования послепродажного сервиса.

Управление конкурентоспособностью товара осуществляется на основе анализа и прогнозирования динамики жизненного цикла товара. Жизненный цикл товара определяется международными стандартами ИСО серии 9000 по управлению качеством продукции и включает: маркетинг, НИОКР; ОТПП (организационно-технологическая подготовка производства); изготовление; эксплуатацию и ремонт; замену и утилизацию.

Системный подход к оценке конкурентоспособности товара – подход при котором сначала формируются параметры «выхода» товара или услуг: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, кому продавать и по какой цене.

Определение параметров «входа» – определение необходимых ресурсов для этого процесса.

Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения:

  1. организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления);
  2. параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социально-демографической, культурной среды страны и инфраструктуры данного региона).

«Дерево» показателей эффективности товара – система показателей конкурентоспособности товара. Построение «дерева» показателей дает возможность повысить качество менеджмента конкурентоспособности товара.

«Дерево» показателей эффективности товара включает шесть уровней показателей – от нулевого до пятого. Нулевой уровень показателей представляет собой эффективность товара:

Е = Псс,

где Пс – полезный эффект товара, 3 – совокупные затраты.

Первый уровень состоит из суммарного полезного эффекта товара и суммарных затрат за жизненный цикл товара (ЖЦТ).

Второй уровень включает обобщающие показатели качества товара и затраты по стадиям ЖЦТ.

Третий уровень – более конкретные показатели качества (долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость товара и др.).

Четвертый уровень состоит из частных показателей товара и из элементов затрат.

Пятый уровень – факторы, влияющие на частные показатели качества и ресурсоемкость товара.



Кушнир И.В. Товароведение