Трошин А.Н. Финансы и кредит

Основные характеристики бюджетов государства и его субъектов

Федеральный бюджет определяет объемы доходов и расходов государства на предстоящий финансовый год и на плановый период. В 2007 г. впервые утверждены показатели на очередной финансовый год (2008) и на плановый период 2009—2010 гг. Основные характеристики федерального бюджета отражают следующие данные:

  1. прогнозируемый объем внутреннего валового продукта;
  2. уровень инфляции;
  3. прогнозируемый объем доходов;
  4. прогнозируемый объем расходов;
  5. нормативная величина Резервного фонда;
  6. верхний предел государственного внутреннего долга;
  7. верхний предел государственного внешнего долга.

Доходы и расходы федерального бюджета, стратегического звена бюджетной системы, являются важным индикатором развития экономики страны. При составлении бюджетов на текущий финансовый год решаются основные задачи экономической политики государства, которые вытекают из программы экономического развития страны и ее регионов. Среди важнейших задач можно выделить: обеспечение условий экономического роста; стабилизацию кредитной и денежной системы и курса рубля; снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для инвестирования, сокращение государственных заимствований на финансовых рынках; активизацию работы по возврату кредитов, полученных от иностранных государств, банков и фирм. Данные по динамике основных показателей развития экономики приведены в табл. 2.4.

Таблица 2.4

Основные показатели развития экономики (%)
Показатели (индексы)2003 г.2004 г.2005 г.2006 г2007 г.
Потребительские цены112110107,5-108,5106-107,5105-106,5
ВВП107,3106,9106,3106,1106,5
Производство продукции промышленности107,0107,1105,5105,7106,1
Производство продукции сельского хозяйства101,5100,7103103,4104
Инвестиции в основной капитал112,5111,5109,8109,7110,6
Реальные денежные доходы населения113,7109,4109108,1108,3
Реальная заработная плата110,9113.9111,7110.0108,9
Оборот розничной торговли108.4110,2108,5107,4107,4
Экспорт товаров, млрд долл. США135,9160.7163,2172,5181,9
Импорт товаров, млрд долл. США  104,7116,1130,0

Рассмотрим динамику основных составляющих федерального бюджета, в том числе уровня внутреннего валового продукта, которые отражены в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Основные показатели федерального бюджета
ГодВнутренним валовом продукт, млрд руб.Утвержденным индекс инфляции, %Доходы, млрд руб.Расходы, млрд руб.Объем нефтегазовых доходов, млрд руб.
1999400030*473,7575 
2000535018*797855 
2001775012*1193,51193,5 
200210 00012*21261900 
200313 05012*24172345,4 
20041613010*32902768 
200518 7208.533263047,9 
200624307-8,550464270 
200731 2206,5-869655463 
200835 000785696901,63470,7
200939 6906,58706,18282,82351
201044 80069408,29034,62348

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. Они зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их дальнейшего распределения в соответствии с нормативами, установленными Законом о бюджете. Органы Федерального казначейства осуществляют учет доходов, поступивших в бюджетную систему, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации, указанным в расчетном документе на зачисление средств. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, от региональных и местных налогов, а также пени и штрафы по налогам. В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы в определенном размере (в процентах) от следующих федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  1. налога на прибыль организаций, в том числе от доходов, по лученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам);
  2. налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции;
  3. налога на добавленную стоимость;
  4. акцизов на определенный перечень товаров;
  5. налога на добычу полезных ископаемых в определенных видах;
  6. сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  7. водного налога;
  8. единого социального налога;
  9. государственной пошлины, за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Для иллюстрации в табл. 2.6 и 2.7 приведены некоторые виды и доли налоговых доходов федерального бюджета.

Таблица 2.6

Основные виды доходов федерального бюджета в 2007 г.
Код бюджетном классификацииНаименование доходовСумма, млрд. руб.
1 00 00000 00 0000 000Доходы
В том числе:
7210,7
1 01 00000 00 0000 000Налог на прибыль организаций635,6
1 01 01070 01 0000110Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам8,9
1 03 01000 01 0000110Налог на добавленуга стоимость на товары [работы, услуги], реализуемые на территории РФ1381,9
1 02 0101001 0000110Единый социальный налог389,0
1 03 02000 01 0000110Акцизы по подакцизным товарам [продукции]107,3

Таблица 2.7

Налоговые доходы бюджетов
ГодВсего доходов федерального бюджетаНалоговые доходы (объем)Налоговые доходы (удельным вес, %)
200079767584,7
20011193,5111589,4
20022126190089,5
20032417225893,4
20043290220266,9
200533262232,667,1
Данные статистических органов.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных);
  • доходы от продажи имущества (кроме акций, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации и иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы, а также безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

В собственные доходы бюджетов не входят субвенции.

Доходы бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), включают:

  1. арендную плату или иную плату, например по доверительному управлению, за передачу в возмездное пользование имущества;
  2. средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке и кредитных организациях;
  3. плату за пользование бюджетными кредитами;
  4. доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставном (акционерном) капитале, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам или муниципальным органам;
  5. часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающуюся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы в соответствующих нормативах. Например, за нарушение законодательства РФ об основах конституционного строя, выборах и референдумах, государственном оборонном заказе, государственном материальном резерве, экспортном контроле в федеральный бюджет поступает сумма по нормативу 100%. За нарушение законодательства о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа в федеральный бюджет поступает сумма по нормативу 40%.

При рассмотрении федерального бюджета фиксируют нормативы распределения налоговых сумм (процентных отчислений) между бюджетами в бюджетной системе. Аналогично, для неналоговых доходов устанавливают схему (процентных отчислений) в федеральный и другие бюджеты в соответствии с положениями Бюджетного кодекса.

В доходы федерального бюджета включают прибыль Центрального банка РФ, остающуюся после уплаты налогов и иных обязательных платежей по нормативам, установленным федеральными законами, и доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходы бюджета — это денежные потоки, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций управления государством и его территориальными звеньями.

Основные направления расходов федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией отражены в табл. 2.8 и на рис. 2.1.

Таблица 2.8

Динамика основных видов расходов федерального бюджета
Расходы, млрд руб.2003 г.2004 г.2005 г.2006 г.2007 г.2008 г.2003 г.2010 г.
Общегосударственные расходы439,4459,7499,6623,2909929,7999,9963
Национальная оборона360,3413,7529,1696922509,1566596
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность244,9316,3399,4556662521,9642693
Национальная экономика290,9213,5234359497702,3799525
Жилищно-коммунальное хозяйство 16,66,954,35354,65651
Охрана окружающей среды10,95,04,66,999,310,210,9
Образование97,7156,4154,5211277307313,6339,9
Культура, кинематография, СМИ26,132,939,555,967,593,97367,5
Здравоохранение и спорт39,375,592,5160,3206211,7245295
Социальная политика150,7154,1172,0216,5215270,9342,6396
Межбюджетные трансферты714,6916,7939,9150019442291,52423,52720

В 2006 г. в стране был сформирован Стабилизационный фонд РФ. Источниками формирования стабилизационного фонда стали дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые за счет превышения цены на нефть над базовой ценой. Эта часть средств федерального бюджета подлежала обособленному учету и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. (Базовая цена на сырую нефть марки «Юралс» определяется в порядке, предусмотренном для установления ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть.) Дополнительные суммы Стабилизационного фонда составили фактические поступления в федеральный бюджет средств, возникающих от разности между расчетной ставкой вывозной таможенной пошлины при базовой цене на нефть и действующей в текущем месяце, а также от разности между расчетной ставкой налога на


Рис. 2.1. Расходы федерального бюджета на 2008 г. добычу полезных ископаемых (нефть) и действующей в текущем месяце.

В этот фонд до 1 февраля каждого года зачисляли остатки средств федерального бюджета на начало финансового года после покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в течение года при исполнении федерального бюджета.

Средства Стабилизационного фонда могли использовать для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств фонда превысил 500 млрд руб.

Управление средствами этого фонда осуществляло Министерство финансов, и отдельные полномочия по управлению средствами фонда принадлежали Центральному банку. Часть Стабилизационного фонда размещена в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утвержден правительством.

В 2005 г. средства Стабилизационного фонда сверх накопленной суммы в 500 млрд руб. использовали на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда и погашение государственного внешнего долга РФ.

В 2008 г. на основе изменений Бюджетного кодекса вместо Стабилизационного фонда создаются новые фонды, а именно Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы по налогам на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья), вывозные таможенные пошлины на сырую нефть, на природный газ и товары, выработанные из нефти.

Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования нефтегазового дефицита за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта. В 2008 г. нормативная величина Резервного фонда составит 3709,2 млрд руб.; в 2009 г. планируется на уровне 4129 млрд руб., а в 2010 г. — 4480 млрд руб.

Резервный фонд формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем величину нефтегазового трансферта, но при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины

Резервный фонд может быть направлен на досрочное погашение государственного внешнего долга. Министерство финансов в ходе исполнения федерального бюджета может использовать средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления фактически поступивших нефтегазовых доходов.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда.

Фонд национального благосостояния формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный объем нефтегазового трансферта, в случае если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативной величины

Управление средствами Резервного фонда осуществляется путем приобретения иностранной валюты в долларах США, евро и фунтах стерлингов и ее размещения на счетах ЦБ. Средства Резервного фонда могут размещаться в следующие виды финансовых активов в иностранной валюте:

  • долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
  • долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
  • депозиты и остатки на банковских счетах в ЦБ РФ, иностранных банках и кредитных организациях.

Минимальная доля долговых обязательств иностранных государств составляет 50%, а максимальная доля долговых обязательств иностранных агентств и центральных банков — 30%. К долговым обязательствам относят ценные бумаги Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Финляндии, Франции и Швеции.

В бюджете выделяют долговые обязательства РФ, которые могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти до 30 лет). Это государственный долг перед иностранными государствами, международными финансовыми организациями, возникший в результате государственных заимствований, долг перед физическими и юридическими лицами страны и других государств, перед субъектами Федерации муниципальных органов. Этот перечень дополняют долговые обязательства по государственным гарантиям и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.

В стране долговые обязательства возникли в основном:

  1. по кредитам, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), кредитам международных финансовых организаций, иностранных юридических лиц;
  2. ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;
  3. бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов;
  4. государственным гарантиям РФ.

Сумма предоставленных государственных гарантий для обеспечения обязательств в валюте Российской Федерации включается в состав государственного внутреннего долга, а в иностранной валюте — в состав государственного внешнего долга.

Затраты по размещению, выплате процентов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет средств федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга производится Банком России. Он проводит операции по размещению долговых обязательств государства, их погашению и выплате процентов по ним. Банк России является генеральным агентом по обслуживанию государственного внутреннего долга.

Предельные объемы выпуска ценных бумаг РФ по номинальной стоимости определяются Правительством в соответствии с верхним пределом государственного долга, установленным на очередной финансовый год и плановый период. На конец 2008 г. верхний предел государственного внутреннего долга не должен превышать сумму, равную 1824,7 млрд руб., а внешнего — 32,1 млрд евро. На конец 2009 г. верхний предел государственного внутреннего долга не должен превышать сумму, равную 2275,7 млрд руб., а внешнего— 32,31 млрд евро, и на 1 января 2011 г. верхний предел государственного внутреннего долга не должен превышать сумму, равную 2856,8 млрд руб., а внешнего — 33 млрд евро, или 45 млрд долл. США.

Ведение Государственной долговой книги Российской Федерации осуществляет Министерство финансов. В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств, дате возникновения обязательств, исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.

На основе утвержденных годовых бюджетов формируют бюджетные росписи. Это обязательный документ, он устанавливает распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств по направлениям бюджетной классификации.

Средства, предусмотренные бюджетной росписью в адрес их конкретных получателей или распорядителей, называются бюджетными ассигнованиями.

Бюджетные средства предоставляются бюджету другого уровня на безвозмездной или возмездной либо возвратной основе. Одной из возвратных форм предоставления бюджетных расходов в адрес юридических лиц является бюджетный кредит.

При государственном или муниципальном займе имеет место передача денежных средств государству или его территориальным органам, которые обязуются возвратить полученную сумму займа с уплатой процента.

Особое значение имеет понятие государственного или муниципального долга — обязательства, возникающего в результате государственных или муниципальных займов и принятых гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц.

Доходы других уровней бюджетной системы обеспечиваются также налоговыми и неналоговыми поступлениями. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов. Регулирующие доходы бюджетов связаны с федеральными и региональными налогами, по которым устанавливаются нормативы по распределению отчислений по уровням бюджетной системы, в том числе субъектам Федерации и местным бюджетам. Эти нормативы утверждаются ежегодно.

В доходы бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований поступают доли от федеральных и региональных налогов, могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Из состава федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов, в бюджеты субъектов подлежат зачислению доли:

  • от налога на прибыль организаций;
  • налога на доходы физических лиц;
  • акцизов на некоторые виды товаров и услуг;
  • налога на добычу полезных ископаемых, регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции, сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты), сбора за пользование объектами животного мира;
  • налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого сельскохозяйственного налога;
  • части государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) и другие поступления.

В соответствии с принципами территориального устройства страны образовано 89 субъектов РФ, к которым относятся 21 республика, 55 краев и областей, 10 автономных округов, 1 автономная область, 2 города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Для выполнения функций обеспечения комплексного социально-экономического развития территорий органы государственной власти субъектов РФ используют средства региональных бюджетов (бюджетов субъектов). В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в их собственности.

Из бюджетов субъектов Федерации финансируются строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, жилищно-коммунальная сфера, охрана окружающей природной среды, социально-культурные мероприятия и другие расходы, имеющие социальную направленность. Бюджеты субъектов РФ становятся важнейшим источником финансирования социально-экономических программ регионов.

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и долевых отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления.

Формирование расходов бюджетов осуществляется на основе разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления.

Бюджетные ассигнования из бюджетов выделяют:

  • на оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе по оплате контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
  • социальное обеспечение населения, предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
  • предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных или муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг;
  • предоставление межбюджетных трансфертов;
  • обслуживание государственного (муниципального) долга.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в пределах лимитов бюджетных обязательств. Если предметами государственного (муниципального) контракта является поставка товаров по программе вооружения или выполнение работ, длительность производственного цикла которых составляет более трех лет (одного года — по закону субъекта Федерации), такие контракты могут заключаться в пределах средств, установленных долгосрочными целевыми программами.

Бюджетные учреждения, органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов. Реестры закупок должны содержать следующие сведения: краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг; наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг; цена и дата закупки.

Субсидии юридическим лицам, индиввдуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения их затрат или недополученных доходов. Они предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджета субъекта Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.

В бюджетах могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг.

Бюджетные ассигнования на осуществление капитального строительства государственной и муниципальной собственности в форме вложений в основные средства государственных (муниципальных) предусматриваются долгосрочными целевыми программами.

В расходной части бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти. Средства резервных фондов направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Расходные обязательства РФ возникают в результате:

  1. принятия федеральных законов и нормативных актов при осуществлении органами государственной власти их полномочий;
  2. заключения федеральными бюджетными учреждениями договоров (соглашений) от имени Российской Федерации;
  3. принятия федеральных законов и нормативных актов по предоставлению из федерального бюджета межбюджетных трансфертов, в том числе:
    • субвенций бюджетам субъектов на исполнение их расходных обязательств в связи с осуществлением переданных им отдельных государственных полномочий;
    • субвенций бюджетам субъектов для их предоставления местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Органы государственной власти субъекта самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств с указанием соответствующих положений законов и с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств. Реестр расходных обязательств субъектов и свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта, представляются в Министерство финансов.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Федерации. Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены субъектом, и аналогичным средним показателем по консолидированным бюджетам субъектов Федерации с учетом ряда факторов. Среди них — структура населения, социально-экономические, географические, климатические и иные условия, влияющие на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Совокупность субсидий бюджетам субъектов из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов. В федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии субъектам на выравнивание их обеспеченности в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств.

Субвенции бюджетам субъектов из федерального бюджета — это межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении их полномочий. Совокупность субвенций бюджетам субъектов из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Субвенции бюджетам субъектов распределяются между всеми субъектами пропорционально численности населения, потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, а также с учетом других показателей.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Федерации предоставляются в форме:

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов);
  • субсидий местным бюджетам;
  • субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти.

Субсидии местным бюджетам из бюджета субъекта предоставляют для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления (по вопросам местного значения).

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта выделяют для финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении их государственных полномочий.

Совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ образует региональный фонд компенсаций.

Субсидии субъектам из бюджетов муниципальных районов выделяют, если в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов превышали установленный законом уровень (в расчете на одного жителя не больше двойного среднего уровня по району).

Для восстановления платежеспособности субъекта Федерации (муниципального образования) создается Временная финансовая администрация. Это федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен правительством содействовать осуществлению отдельных бюджетных полномочий органов власти и контролю их исполнения.

Бюджетным учреждениям выделяют средства для оплаты труда, а также на перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и командировочные или иные выплаты работникам в соответствии с законодательством

Бюджетные средства для финансирования пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством, называют трансфертами населению.



Грязнова А.Г. Финансы | Ермасова Н.Б. Финансы | Киселев М.В. Финансы | Миляков Н.В. Финансы | Мягкова Е.Л. Финансы и кредит | Варламова М.А. Финансы, денежное обращение и кредит | Мягкова Т.Л. Финансы, денежное обращение и кредит | Трошин А.Н. Финансы и кредит