Административное право (Кушнир И.В.) |
Исполнительная властьИстория возникновения термина «исполнительная власть» за рубежом имеет давнюю историю как принцип разделения власти и создания системы «сдержек» и «противовесов», т. е. увеличение объема власти какого-либо государственного органа или должностного лица должно быть адекватно увеличению объема ответственности во избежание неконтролируемых видов государственной власти. Теория разделения законодательной и исполнительной власти, разработанная английским философом Джоном Локком (1632–1704), была в последующем развита и дополнена самостоятельной судебной властью французским правоведом Шарлем Монтескье (1689–1755), и используется она для государственного обустройства с учетом исторических и национальных особенностей разных стран. В нашей стране исполнительная власть законодательно впервые была закреплена как самостоятельная форма государственной власти в ст. 10, 11 и 110 Конституции РФ от 12.12.1993 г. В ст. 10 закреплены три формы государственной власти, а в ст. 11 Конституции РФ определено уже четыре органа государственной власти. Исполнительная власть имеет свои специфические черты (признаки) как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ:
Особая роль исполнительной власти заключается в том, что в распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти (например, финансы, средства коммуникации, армия, внутренние войска, милиция, службы внутренней и внешней безопасности и т. п.). Исполнительная власть по своей природе не тождественна административной власти, так как административная власть – это прежде всего реализация внесудебного, т. е. административного, принуждения.
Бахрах Д.Н. Административное право | Звоненко Д.П. Административное право | Костькова О.В. Административное право | Кушнир И.В. Административное право | Макарейко Н.В. Административное право |