| Менеджмент (Михалева Е.П.) | 
| Управление трудом
 Все хозяйственные операции можно в 
конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, 
прибыль. На первом месте стоят люди.
 Люди – общий знаменатель прогресса.
 Эволюция теории управления трудомОдна из важнейших функций менеджмента – сделать эффективными вверенные ему человеческие ресурсы. Существенное различие между предприятиями заключается в том, как в них используется потенциал персонала при достижении поставленных менеджерами целей. Выделяют несколько этапов управления трудом, так как методы и средства, используемые при этом, не остаются неизменными. Развитие производства потребовало 
перестройки управления трудом на инновационных принципах, основные 
факторы и условия перехода к которому можно представить в виде схемы 
(рис. 7.1).
 Таблица 7.1 Этапы управления   Рис. 7.1. Перестройка управления трудом В современных условиях инновационный процесс управления трудом становится многогранным, воплощая единство технологических, организационных и социальных нововведений, в ходе которых формируется новая модель развития и использования человеческих ресурсов. В основе этой модели лежит ориентация: 
 Новые методы организации труда используются как в сфере управления, так и в сфере производства. Инновационный процесс требует инициативного высококвалифицированного работника, глубоко вовлеченного в процесс принятия решений. Эта вовлеченность, способствуя мобилизации творческого потенциала персонала, ведет к ускорению инноваций и росту конкурентоспособности предприятий. Новые методы организации труда в сфере управления — 
 Внедрение новых методов организации труда вполне закономерно сказывается и на изменениях в системе управления «человеческими ресурсами» в соответствии с изменениями внешней и внутренней среды предприятия (табл. 7.2). Влияние теорий управления на природу человекаД. Макгрегор в своих работах определил параметры, которые может контролировать менеджер, определяющий эффективность работы подчиненного: 
 Д. Макгрегор показал, что на основе 
указанных параметров возможно применение двух различных подходов к 
управлению, которые он отразил в двух теориях – теории «X» и теория «У» 
(табл. 7.3).
 Таблица 7.2 Изменения в системе управления человеческими ресурсами   Таблица 7.3 Два подхода к управлению  Свое понимание вопроса предложил У. Оучи, сформулировав
 теории «А» и «Z», которые во многом характеризовали японскую и 
американскую модели управления людскими ресурсами (табл. 7.4).
 Таблица 7.4 Японская и американская модели управления  Современные подходы к управлению персоналом воплощены в теориях «А» и «Z», хотя в чистом виде эти теории не встречаются. В последнее время преуспевающие менеджеры стремятся к полному делегированию полномочий, когда руководитель передает полностью и права и ответственность за принятие решений в конкретном направлении одному из работников предприятия. Наиболее точно концепцию делегирования определяет калифорнийский профессор Д. Стокман (рис. 7.2). Важным участком деятельности менеджера, определяющим во многом достижение организацией стратегического успеха, является создание и функционирование эластичных, самонастраивающихся структур, которые называют командой. Команда – тщательно сформированный, хорошо управляемый, самоорганизующийся коллектив, быстро и эффективно реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, решающий все задачи как единое целое.  Рис. 7.2. Концепция делегирования Д. Стокмана
 При формировании команды должны быть учтены следующие требования: 
 Для совершенствования управления персоналом можно рекомендовать следующие направления работы: 
 Американский ученый М. Ле Беф открыл основополагающий принцип менеджмента человеческих ресурсов: «Делается то, что вознаграждается». Эффективный менеджмент позволяет определить, что необходимо вознаграждать, чтобы использовать человеческие ресурсы наилучшим образом. Теории мотивации в менеджментеОпределяющую роль в менеджменте человеческих ресурсов играет мотивация. Теории, связанные с потребностями человека, получили название содержательных теорий мотивации (рис. 7.3). Кроме содержательных, существуют процессуальные теории мотивации (рис. 7.4).    Рис. 7.3. Содержательные теории мотивации    Рис. 7.4. Процессуальные теории мотивации
 Все теории мотивации в основном не противоречат друг другу, а взаимодополняют друг друга. Преимущества и недостатки теорий мотивации представлены в табл. 7.5.
 Таблица 7.5 Анализ теории мотивации     Человек и организацияВзаимодействие человека и организации может быть представлено в виде следующей схемы (рис. 7.5).  Рис. 7.5. Человек и организация В менеджменте существует два подхода к установлению взаимодействия человека и организации. 
 Человек выполняет работу в окружении людей и является одновременно исполнителем некоторой роли в организации и членом группы, в рамках которой он действует. Группа – относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более десяти), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на некотором общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом, позволяющими ей вступать во взаимодействие с внешней средой и адаптироваться к возможным изменениям. Группы в организации могут быть: 
 Факторы, влияющие на функционирование группы, – это характеристики членов группы: 
 структурные характеристики группы: 
 ситуационные характеристики: 
 На современных предприятиях используются различные формы работы в группе. 
 Менеджеры признают, что хорошо организованные группы позволяют аккумулировать большой объем знаний, обеспечивают лучшее восприятие и понимание проблем, выявление альтернативных приемов в процессе подготовки и принятия решений. Менеджер должен учитывать роль группы в построении работы предприятия, в управлении кадрами, рассматривая каждого работника как: 
 В деятельности относительно самостоятельных подразделений следует использовать предпринимательский стиль ведения работ. Ситуации для обсуждения 1. В крупных фирмах Запада менеджерами проводится дифференцированная политика трудовых ресурсов: выделяется «ядро» и «периферия». Объясните преимущества. 2. Около 1 млн «кружков качества» Японии объединяют более 10 млн работников. Почему именно эта форма групповой работы столь актуальна? Сформулируйте принципы организации труда в таких кружках. 3. Разработайте систему вознаграждения за труд конкретного (условного) предприятия, руководствуясь принципами М. Бефа. Дорофеева Л.И. Менеджмент | Дружинина З.Г. Менеджмент | Замедлина Е.А. Основы менеджмента | Михалева Е.П. Менеджмент |