История экономики (Зильбертова Т.Н.)

Вклад молодых восточных цивилизаций. Япония и исламская цивилизация

Для японской цивилизации характерны как общие черты всех восточных цивилизаций, так и черты западной модели развития общества.

В 604-605 гг. принц Сетоку-тайси, сторонник китайской модели развития, создал свод законов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма. Вся жизнь японского общества стала преобразовываться по китайскому образцу, некоторые ученые даже считают японскую цивилизацию вторичной, периферийной по отношению к Китаю. Однако элементы китайской цивилизации существенно трансформировались в Японии, кроме того, появилась новая тенденция к культурной автономии Японии. С XVI в. Япония превратилась в одну из самых изолированных цивилизаций: японцам было запрещено покидать пределы своей страны, а иностранцам въезжать на территорию Японии (за исключением китайских и голландских торговцев).

В XIII-XIV вв. начался расцвет японских городов. Они возникали около многочисленных буддийских монастырей. Вместе с городами – центрами ремесла и торговли в стране стали стремительно развиваться товарно-денежные отношения. Города в основном были независимы от государства, а некоторые из них даже добились самоуправления. На внешний рынок поступали медь, золото, серебро, веера, особенно ценилось японское оружие.

Исламская цивилизация, как и японская одна из самых молодых на Востоке. Она начала формироваться лишь VII в. н.э.

Основой исламской цивилизации, впоследствии расширившей свои границы, была Аравия. Пророк Мухаммед (570-632 гг. н.э.) заложил религиозные основы будущей исламской цивилизации. Мухаммед выступал как политический деятель и религиозный вождь, позже халифы (преемники Мухаммеда) обладали всей полнотой власти и духовной и светской.

Через столетие после смерти Мухаммеда, к середине VIII в., созданное им государство занимало огромную территорию: Арабский халифат простирался от Атлантического океана до Инда, от Каспия до порогов Нила. Все покоренные народы принимали ислам, чему способствовала экономическая политика халифов, мусульмане платили в казну только десятину, а те кто сохранял свою веру высокий поземельный налог и подушную подать. Ислам стал силой скрепляющей цивилизацию. Священной книгой последователей ислама является Коран.

Государственная власть обладала правом верховной собственности на землю. Частное землевладение существовало в халифате, но не достигало крупных размеров. Большую часть государственной земли занимали общины, которые выплачивали казне ренту-налог. Под государственным контролем также находились торговля и ремесло.

Центральная власть не справлялась с сепаратизмом: в наместничествах, на которые был разделен халифат, истинными правителями были эмиры. В их распоряжении находились финансы, армия, бюрократический аппарат.

Культура исламской цивилизации начала развиваться одновременно с государственностью, даже распад Арабского халифата не повлиял на нее отрицательно. Создавались философские и исторические произведения, медицинские трактаты, работы по физике, химии, астрономии, формировалось исламское право. Арабские завоеватели создали цивилизацию, которая впитала достижения культурных центров с давними традициями. На территории Арабского халифата творили выдающиеся поэты и ученые: поэт Фирдоуси, ученый-энциклопедист Ибн Сина (Авиценна), астроном Бируни.

Европейская медицина, география и другие науки развивались под влиянием трудов арабских ученых. Мощный толчок европейскому рационализму дали арабские, еврейские и персидские философы. Поэзия в Европе вобрала в себя элементы персидской любовной лирики.



Зильбертова Т.Н. История экономики | Ионова С.М. История экономики | Кушнир И.В. История экономики | Дусенбаев А.А. Экономическая история России